Перестала отвечать на команды бортовая компьютерная система, «мозг» спутника. Даром, что она имеет несколько каналов связи.
Скандал. Особенно, если вспомнить то политическое и пропагандистское значение, которое у нас придавали запуску самого, в общем-то, обычного спутника.
Однако, глава Национального аэрокосмического агентства Талгат Мусабаев на пресс-конференции предложил не драматизировать ситуацию. Ни одна страна не застрахована от возможных сбоев техники во время космических полетов, а у спутника есть еще шанс попытаться «ожить». Для этого предполагается обесточить работающую на солнечных батареях бортовую вычислительную систему когда «KazSat» надолго войдет в космическую тень.
Чтобы вернуть управляемость спутником, надо «вырубить» его энергетическое «сердце». Произойти это может в сентябре, но и до этого срока попытки запустить бортовую компьютерную систему будут время от времени приниматься.
Хотя бы уже потому, что «болтающийся» на орбите без четкого управления спутник представляет определенную опасность для орбитальных группировок различных стран. Нет, вероятность столкновения «KazSat» с другим спутником фактически нулевая, но помешать их работам, в первую очередь, вероятно, устойчивости связи с землей, он может. Вот он, парадокс — первый коммуникационный спутник молодой страны может стать проблемой для коммуникации спутников «старых» космических держав.
Г-н Мусабаев считает, что не стоит искать виновных в этой истории «на земле»: это типичный отказ техники на спутнике. Но, отведя таким образом возможные подозрения и упреки от российских создателей спутника, он, вольно или невольно, заставил собравшихся журналистов искать крайних в самом Казахстане.
За годы своего существования аэрокосмический комитет передавался из одного министерства в другое. Это, естественно, не способствовало эффективной его работе. Другой проблемой стало то, что при заключении договора с россиянами о создании спутника «KazSat» был допущен ошибочный шаг: проектная документация по спутнику осталась в России. В результате сузилась возможность самостоятельных действий для казахстанской стороны в ситуациях, подобных нынешней. Все это, по мнению нынешнего руководителя Национального аэрокосмического агентства, стало возможным из-за недостатка отраслевой специализации у тех, кто вел проект.
Такая история не должна повториться при создании следующих казахстанских спутников, которые будут намного дороже первого и должны обладать куда большими возможностями по сравнению с «KazSat». Строить их будут, видимо, уже не россияне, а западные или даже индийские партнеры. Хотя от и строящегося сейчас в Объединении имени Хруничева спутника «KazSаt-2» отказываться Казахстану не стоит.
Но г-н Мусабаев все-таки косвенно признал, что часть важного оборудования на нем нуждается в замене на более современные образцы. В том числе, речь идет о бортовом вычислительном комплексе. Он заявил, что это будет сделано, при чем стоимость проекта не увеличится. И такие же меры будут приняты в отношении казахстанско-российского проекта по строительству ракетоносителя «Байтерек».
И все-таки, даже не драматизируя ситуацию с первым казахстанским спутником, приходится признать, что этот опыт пока в большей степени если не неудачный, то, по крайней мере, очень противоречивый. Конечно, «первый блин» известно каким получается, но … О том, почему так вышло, специалисты будут спорить еще долго. Ясно одно — данный опыт нуждается в очень тщательном и непредвзятом анализе, чтобы избежать повторения в других, более дорогостоящих, проектах. Если, конечно, свои коррективы в них не внесет экономическая ситуация.
Иллюстрация с сайта http://exit.kz