Виновниками тяжких аварий все чаще становятся водители общественного транспорта.
При виде того, что они вытворяют на дорогах, у постороннего наблюдателя складывается впечатление, будто те выполняют особую миссию по сокращению численности городского населения. Надо признать, справляются водители с этим вполне успешно.
Владельцы маршруток экономят на жизни людей
Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию заместителя начальника Управления дорожной полиции ДВД Алматы полковника Армана Сарбасова.
— Кто, по-Вашему, является главным виновником тяжелых дорожно-транспорных происшествий?
— Водители маршрутных такси и их работодатели. Желая сэкономить на заработной плате, владельцы мартшруток набирают на работу граждан Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Те согласны трудиться за смехотворные деньги, но при этом совершенно не имеют опыта вождения в условиях крупного мегаполиса, не знают названий улиц, а зачастую и элементарных правил дорожного движения. В итоге, они чаще других провоцируют тяжелые аварии. А владельцы маршрутных такси и мини-автобусов часто незаконно переоборудуют обычный грузовой и полугрузовой транспорт в пассажирский.
При этом они меньше всего озабочены безопасностью своих пассажиров. Многие собственники мини-автобусов, обслуживающих городские маршруты, частенько нарушают правила прохождения техосмотра. Ведь маршрутные такси, также как автобусы и остальной пассажирский транспорт обязаны проходить эту процедуру ежеквартально. Но многие пытаются уклониться. Поэтому, приходится их штрафовать.
— Раньше все водители пассажирского транспорта проходили медицинский осмотр…
— Не только пассажирского, а вообще все. Но сейчас владельцы маршруток и на этом экономят. Эта процедуры осталась только в крупных автобусных парках № 2, №3, № 4 и № 6. Там, согласно установленным нормам, каждого из водителей до работы осматривает врач, измеряет у него кровяное давление, прослушивает сердце и непременно проверяет, не употреблял ли он накануне или с утра пораньше алкогольных напитков. Водители маршрутных такси и микроавтобусов, естественно, никаких медосмотров не проходят. Из-за жадности их владельцев, которые не желают тратиться на врачей, страдают пассажиры и пешеходы. Ведь многие водители выходят на работу больными или не трезвыми.
… а водители не знают правил дорожного движения
Полковник Сарбасов:
— Мои слова полностью подтверждают результаты операции «Автобус», которую не так давно провело Управление дорожной полиции ДВД Алматы.
Итоги просто кошмарные. За 5 дней водители общественного транспорта допустили 2204 нарушений правил дорожного движения.
Выявлено 437 микроавтобусов, которые их владельцы переоборудовали для перевозки пассажиров без специального разрешения. А 69 из них не прошли техосмотр. За подобные нарушения дорожная полиция сняла с маршрутов более 500 микроавтобусов. Но это еще не все: 8 водителей маршрутных такси сели за руль в нетрезвом состоянии. Причем, 2 из них перевозили детей. А из 253 водителей, которых за допущенные нарушения направили на проверку знаний правил дорожного движения, 220 не смогли сдать экзамен! Естественно, что все 220 были отстранены от управления транспортными средствами.
Не удивительно, что водители маршрутных такси и мини автобусов постоянно фигурируют в полицейских сводках.
Маршрутные такси необходимо ликвидировать
— Часто можно увидеть, как водители маршрутных такси самостоятельно ремонтируют свои машины. У них, что мастерских нет?
— У мелких собственников нет никакой производственно — ремонтной базы. В итоге водители вынуждены исправлять неполадки собственными силами, где угодно и как попало. По моему мнению, количество маршрутов следует сократить, а вместо микроавтобусов и маршрутных такси выпустить на дороги обычные большие автобусы. Дело в том, что один нормальный автобус запросто сможет заменить пять маршруток. В том, что они расплодились в таком количестве, виноват и менталитет наших граждан. Торопясь на работу или по другим делам, они готовы ехать на чем угодно, хоть на телеге. А водители маршруток берут пассажиров, не обращая внимания на явный перегруз. Из-за этого происходят тяжелые аварии: у микроавтобуса смещается центр тяжести и при резком маневре он переворачивается. В результате, пассажиры летят кувырком, давя друг друга и ломая себе руки — ноги.
Когда на наших дорогах появится достаточное количество обычных автобусов, люди поймут, что ездить в них гораздо комфортнее, и, главное, намного безопаснее. Только тогда маршрутки, не выдержав конкуренции, вынуждены будут сойти со сцены.
Управление дорожной полиции проводит постепенное сокращение транспортных маршрутов и замену микроавтобусов на большие автобусы совместно с Департаментом пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Алматы.
Если в 2005 году в южной столице было 202 автобусных маршрута, то сейчас их осталось 176.
Однако, это еще далеко не предел и сокращение будет продолжаться.
Трамвай чуть не превратился в крематорий
— Кто кроме водителей маршрутных такси и мини автобусов, создает на дорогах проблемы?
— Вагоновожатые трамваев. Недавно на пересечении улиц Жарокова и Басенова сгорел трамвай 6-го маршрута. Мы узнали об этом от пресс-секретаря Службы Спасения Алматы Нины Петуниной. Около 13 часов в кабине водителя неожиданно вспыхнул пожар, и огонь в считанные секунды перекинулся в салон трамвая. В этот момент там находились 93 пассажира. По словам пострадавших, все вокруг было затянуто белым едким дымом. Положение усугубилось тем, что двери трамвая оказались закрытыми, а механизм аварийного открытия вышел из строя.
Перепуганные и задыхающиеся люди попытались выбить стекла окон, но у них ничего не получалось. К тому времени, когда мужчинам, наконец, удалось разбить стекла ударами каблуков, 7 человек получили отравление угарным газом. Кроме них пришлось госпитализировать молодую девушку, порезавшую руки осколками стекла. Согласно официальной версии, пожар в
панели предохранителя высоковольтной электрической цепи произошел из-за отсутствия изоляции.
Однако, опросив свидетелей чрезвычайного происшествия, мы узнали, что прелюдией к пожару стала обыкновенная поломка. Когда вышел из строя предохранитель, водитель остановила трамвай и попросила такой же у проезжающей мимо коллеги. Потом, закрыв двери и выразив сомнение по поводу, сможет ли новый предохранитель заменить старый, вставила его в гнездо. Раздался громкий хлопок, а в панели возникла электрическая дуга. Прежде чем проводить электрические опыты, вагоновожатая обязана была высадить пассажиров или, хотя бы, на всякий случай открыть двери. Одним из этих очевидцев этих событий стала свекровь нашей сотрудницы. Женщине повезло, она чудом не задохнулась в дыму и смогла выбраться из охваченного пламенем трамвая.
Другая вагоновожатая, управляя трамваем 4 — го маршрута, на улице Байтурсынова умудрилась протаранить сразу 4 стоящих впереди автомобиля. При этом под колеса одной из машин угодили 36-летняя женщина и 2-летняя девочка, которые переходили дорогу на зеленый сигнал светофора.
Ребенок погиб на месте, а пострадавшую с сотрясением головного мозга и переломом ноги госпитализирована в 4 городскую клиническую больницу.
В минувшее воскресение около 20 часов водитель автобуса «Хюндай» № 14 на перекрестке улиц Толе би и Ауэзова не уступил дорогу трамваю 4-го маршрута и врезался в него. От удара автобус упал на бок и отлетел на несколько метров. Всего пострадали 22 пассажира, а шестерых пришлось госпитализировать.
Через год нам будет негде ездить…
— Каждый день автовозы везут в Алматы все новые машины. Принимая во внимание возрастающее количество пробок, напрашивается вопрос, где их владельцы собираются ездить?
— Кроме проблем с общественным транспортом, в южной столице назрел другой вопрос: что делать с переизбытком автомобилей?
Только за первый квартал текущего года Управление дорожной полиции зарегистрировало в Алматы более 30 тысяч новых машин. Если тенденция не исчезнет, то за год у нас станет на 120 тысяч авто больше. Отметим, что в декабре прошлого года в Алматы числилось более 400 тысяч единиц автотранспорта. Это без учета 130 тысяч автомобилей, ежедневно прибывающих в город из Алматинской области и других городов республики. Если так пойдет и дальше, то строительство транспортных развязок и новых дорог просто не поспеет за приростом машин.
— Ходят слухи, что инспекторам дорожной полиции запрещено брать на службу сотовые телефоны. С чем это связано?
— Не брать свои телефоны, а говорить по сотовым нарушителей. И не запрещено, а рекомендовано. Дело в том, что многие граждане, остановленные сотрудниками дорожной полиции, принимаются звонить своим знакомым. В итоге их защитники пытаются оказать давление на полисменов, запугать их, а иногда оскорбляют. Поэтому, лучше вообще не разговаривать с этими «заступниками», а просто оформить на нарушителей протокол.
Остается надеяться, что дорожная полиция сможет навести порядок на дорогах Алматы.
В противном случае, каждый из нас и в любой момент может стать жертвой непрофессионализма водителей или алчности владельцев маршрутных такси.