Впрочем, только ли эти? Еще и транспортные, и экологические, и многие другие. А юбилей — хороший повод для того, чтобы решить хотя бы часть из них.
Как это сумели, например, сделать в прошлом году в северной российской столице. Санкт-Петербург готовился к 300-летию три года, и что бы ни говорили о легком косметическом ремонте фасадов и скорых потемкинских деревнях, петербуржцы и гости столицы убедились во время юбилейных торжеств в том, как похорошел город, как много исторических мест, памятников, зданий и дорог восстановлено, как улучшилась коммунальная сфера хотя бы в некоторых районах. Город получил дополнительные финансовые вливания, с помощью которых все это удалось.
У нас о 150-летии Алматы заговорили сравнительно недавно, и о выделении специальных средств речи нет. Похоже, алма-атинцам дали понять: веселиться придется за свой счет. Впрочем, им не привыкать. Как известно, при ежегодном сборе налогов в двести миллиардов тенге городу остается только пятьдесят миллиардов, остальные идут в бюджет страны, которая имеет пока лишь один такой мощный финансовый мегаполис.
К тому же городу в последнее время «дарят» все новые и новые районы, которые раньше были приписаны к области. Но при этом вместе с землей и всем социумом на ней никаких дополнительных бюджетных средств не прилагается. За последнее время к городу прирезали 3, 5 тысячи гектаров, с жилыми районами, школами, медицинскими учреждениями, и все это, как правило, далеко не в цветущем состоянии. Словом, затраты растут, а доходы — нет.
Однако праздник, конечно, будет, и не только 150-летия Верного, но и тысячелетия первого поселения в этих местах. В честь юбилеев планируется отреставрировать исторический центр города, обещано восстановить сгоревший в 1995 году губернаторский дом, где разместится музей истории и культуры Алматы. Патриоты города мечтают и о восстановлении Верненской крепости и Софиевского храма.
А пока акимат Алматы объявил о том, что город получит два больших подарка-завода. Один — по производству детского питания, другой — по переработке твердых бытовых отходов. Последнее производство особенно актуально. В этом году закуплено еще 20 КамАЗов к десяти существующим и тысяча контейнеров для сбора отходов. На новом заводе, первая линия которого будет пущена в этом году, весь твердый мусор мегаполиса будет сортироваться и прессоваться. А всего нужно запустить четыре линии, чтобы полностью решить «мусорный» вопрос. 440 тысяч тонн — именно столько ежегодно «производит» южная столица, и утилизация этого объема была большой проблемой, в том числе и экологической, поскольку сжигание мусора чистого воздуха не прибавляет.
Другую проблему — транспортную — в этом году вряд ли удастся решить. Но, по словам Виктора Храпунова на встрече с жителями Медеуского района, мы подошли совсем близко к началу строительства монорельсовой дороги и завершению первой ветки метро, заключено соглашение с американской компанией. Если оба проекта будут реализованы, ежедневно на этих видах транспорта предполагается перевозить около пятисот тысяч алмаатинцев.
Продолжится строительство дорожных развязок, которое, увы, идет намного медленнее, чем растет количество транспорта в городе. Пока возводится только вторая, после аэропортовской развязки, а всего, чтобы разгрузить движение, нужно восемнадцать. Судя по сегодняшним темпам, понадобится двадцать лет, чтобы реализовать этот проект. К тому же еще планируется строительство кольцевой дороги вокруг Алматы, чтобы вывести из нее весь грузовой транспорт.
Словом, планы грандиозные и радужные. Многие из них связаны с инвестиционной политикой, с финансовыми вложениями компаний, которые смогут получить потом от этого какие-то дивиденды. Увы, все не так в энергоснабжении. По крайней мере, в той ее части, которая касается распределения электричества. В Алматы давно нет проблем с подачей света, электроэнергии хватает. Но вот дальше, при транспортировке ее непосредственно в учреждения, дома и другие объекты, начинаются трудности. Во многих районах очень низкое напряжение, люди жалуются, что плохо работают бытовые электроприборы, которыми напичканы современные квартиры, бывают отключения света вечерами и ночами, что для современного человека в таком городе должно быть нонсенсом.
Дело в том, что в последние пятнадцать лет трансформаторные станции практически не обновлялись, объясняют в АПК. Многие давно отслужили свой век и требуют замены. Но таких денег в АПК нет. Бельгийцы, наделав шума, испарились, видимо, убедившись, что полученное ими огромное хозяйство вовсе не процветает и требует немалых вложений. Не нашлось и других инвесторов, и электроснабжение теперь снова в городской собственности.
Между тем по уровню потребления АПК в прошлом году перекрыло все предыдущие года, даже те, когда в полную мощь в городе работали крупные промышленные предприятия. Потребление составило почти пять миллиардов кВт-часов. Такой рост дает и оживившееся строительство жилья, и возникающие мелкие учреждения малого и среднего бизнеса, и оснащение квартир и офисов новой бытовой техникой.
И в то же время, при увеличении мощности и нагрузок, не велось сетевого строительства, не расширялись линии, не обновлялись подстанции, от которых запитаны локальные участки. Отсюда — перегрузки и сбои.
Строить новые трансформаторные подстанции достаточно дорого, стоимость каждой выше миллиона долларов. Тем не менее за счет средств электросетей и бюджетных средств в этом году была достроена одна в районе Таугуль (ее строили почти десять лет), планируется возведение еще двух, что поможет улучшить электроснабжение в центре города.
Сейчас готовится программа развития электро- и теплоснабжения города до 2020 года. Это уже «свет в конце тоннеля». Но жить надо здесь и сейчас. Так что остается только ждать конца зимы, когда вечера будут светлыми и без электричества, когда упадут нагрузки и прекратятся отключения и спады в напряжении.
Хорошо, что юбилей города придется на осеннее, светлое, время года.