По воле времени и истории курды не имеют своего государства, что является для них детерминирующим фактором в развитии государственности.
Одна из главных трагедий курдского народа — это разрозненность. Противостояние партий и движений мешает объединиться всему народу. Первым шагом на пути объединения было создание парламента Курдистана в изгнании в начале 1995 года.
Отстаивая право нации на самоопределение в 1999 году, курды образовали Национальный конгресс Курдистана со штаб-квартирой в Брюсселе. Основной задачей данного объединения является образование суверенного государства Курдистан.
Президентом Национального конгреса Курдистана был избран Абдуллах Оджалан — лидер Курдской рабочей партии. В Турции Рабочую партию Курдистан приравнивают к террористической организации. Потому что за время ее деятельности погибло около 30 000 человек.
По некоторым данным, курды населяют многие страны мира, в том числе: Турцию — около 20 млн., Иран — 9 млн., Ирак — 5,5 млн., Сирию — 2 млн., более 1 млн. курдов проживают в Западной Европе (из них 500 тыс. в Германии) и около 1 млн. — в странах СНГ (по данным переписи 1989 г. В Казахстане на настоящее время проживает около 50 000 представителей курдской национальности.
На территории бывшего СССР курды дважды подвергались депортации и один раз — вынужденному переселению. Первый этап — 1937 г. Когда осенью 1937 г. 18 курдских населенных пунктов в Нахичевани (Азербайджанская ССР) были окружены войсками и в течение суток арестованных мужчин, женщин, детей и стариков доставили на станцию, погрузили в товарные вагоны и отправили в Среднюю Азию и Казахстан.
Второй этап — 1944 г. Когда осенью 1944 г. 16 курдских сел в Грузии были окружены солдатами Советской Армии и отправлены в Центральную Азию.
Третий этап — 1988-1991 гг. В период Карабахского конфликта тысячи курдских семей были вынуждены покинуть Армению, и большинство их переселились в Казахстан.
Компактное проживание курдов отмечено в Южно-казахстанской и Алматинской областях. Среди представителей курдской диаспоры Казахстана — два академика, три доктора наук, двенадцать кандидатов наук и около тысячи специалистов с высшим образованием.
В местах компактного проживания представителей курдской национальности создаются культурные центры и школы с обучением на родном языке. Так в Южно-казахстанской области, где проживает порядка 16 000 курдов, планируется организовать обучение курдского языка в школах всех районах, где основное население составляют курды. Также в Республике действуют три национально-культурных центров в городах Алматы, Чимкента и Тараза, выходит ежемесячная газета «Курде Зана» на русском языке. Существующая ассоциация «Барбанг» курдов Казахстана, являющаяся общественной организацией, одной из первых вошла в Ассамблею народов Казахстана, а ее руководитель — академик Надир Надиров является членом совета Ассамблеи.
Представители Курдского культурного центра активно помогают курдской диаспоре в сохранении своих традиций, культуры, языка. Организованные курсы по изучению курдского языка пользуются популярностью. Но подобные инициативы вызывают негативную реакцию, как за пределами Казахстана, так и в самой республике.
Одним из фактов, способствующих обострению ситуации в Южно-казахстанской области, явилось вручение казахстанским выпускникам курсов курдского языка дипломов с изображением Абдуллаха Оджалана.
Так студенты, выходцы из Турции, обучающиеся в Международном казахско-турецком университете, высказали свое недовольство подобным актом внимания к лидеру оппозиционной партии в Турции. Представители средств массовой информации Турции также не преминули заметить, что подобные действия со стороны Казахстана могут осложнить межгосударственные отношения с Турцией.
Хотя в этом случае мало кто учитывает то факт, что Казахстан является суверенным государством, и действует в рамках своего правового поля, не вмешиваясь в дела другого государства.
Да, турецкие бизнесмены оказывают большое содействие и поддержку развитию экономики Казахстана. Это видно по объемам инвестиций, которые достигли почти $1 млрд., что дает основания утверждать, что Турция является вторым крупнейшим инвестором в Казахстане после США.
В настоящее время курды, проживающие на территории республик Центральной Азии, с надеждой и тревогой следят за событиями, происходящими в Ираке, особенно в Иракском Курдистане, переживая за будущую судьбу своей исторической Родины.
Многие надеются, что со свержением режима Саддама Хуссейна, унесшего жизни более чем 200.000 курдов, появляется возможность обретения Курдистаном политического статуса. И в этом случае если при определении послевоенного устройства Ирака англо-американская коалиция не учтет мнения курдского народа, то регион может столкнуться с очередным витком напряженности не только в Ираке, но во всем Ближнем Востоке.
Курдский фактор, став одной из составляющих международной политики в регионе, может побудить курдскую диаспору к волнениям и массовым беспорядкам, дестабилизирующим ситуацию.
Правительства Турции, Сирии, Ирана и Саудовской Аравии неоднократно и решительно заявляли и настаивают на том, что они не потерпят никакой угрозы «территориальной целостности Ирака».
Но, если первые три страны опасались воздействия федерального Курдистана на собственные курдские сообщества, то Саудовская Аравия опасается усиления шиитского фактора.
Многие считают, что Иракский Курдистан стал стратегическим союзником США не только в ближневосточном регионе, но и на Среднем Востоке, так как в силу иммиграции, курды сегодня являются диаспорой проживающей практически во всех странах региона.
Конечно, судьба целого народа, к тому же многочисленного и разбросанного по всему миру не может не волновать общественность. Но практически все страны, где отмечается компактное проживание представителей курдской национальности, опасаются роста интеграционных настроений. Это и понятно, так как даже при условии окончания военных действий на территории Ирака старейшины Иракского Курдистана будут неоднократно ставить вопрос о создании государства или как минимум автономии для курдов.
Потому что надеются получить благословение Вашингтона на создание нового суверенного государства. Если Вашингтон проигнорирует их и не вспомнит о своих иракских союзниках в последней военной кампании, то не исключается возможность активизации деятельности подпольных курдских организаций, которые могут действовать не только на территории Ирака, Среднего и Ближнего Востока, но и вполне вероятно не обойдут своим вниманием и республики Центральной Азии.