ИКТ в Казахстане: роль международных организаций - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ИКТ в Казахстане: роль международных организаций

ИКТ в Казахстане: роль международных организаций

В продвижении информационных технологий большую роль в Казахстане сыграли международные организации, офисы которых начали открываться после принятия независимости, а именно в начале 90-х.

  • 12 Августа 2008
  • 3554
Фото - Caravan.kz

Во многом благодаря этой поддержке уровень проникновения интернета примерно одинаков в Центральной Азии, так как доноры первыми стали внедрять проекты по популяризации интернета и не только.
К примеру, в Кыргызстане по последним данным Консалтингового Агентства «Эксперт» число пользователей составляет чуть больше 550 тыс., в Таджикистане этот показатель равен 441,5 тыс. абонентов, а в Казахстане 381,2 тыс.
Точка отсчета
Однако становится интересным, как развивался процесс IT-внедрения в республике, еще до начала государственного страта в 2002 году. Чтобы узнать об этом подробней, я обратилась к Михаилу Тюнину, исполнительному директору Корпоративного Фонда «Информационная Инициатива», который был с самого начала пути развития. Вот, что он рассказал:
— Активность международных организаций в области ИКТ в Казахстане началась в середине девяностых.
С 1994 года различными международными структурами активно стали реализовываться инициативы, направленные на предоставление доступа в интернет прежде всего научным и педагогическим кадрам, студентам, неправительственным организациям.
Среди одного из первых таких проектов хочется назвать инициативу по предоставлению доступа в интернет ученым-ядерщикам из Института физики высоких энергий Министерства Науки РК (ИЯФ). Изначально этот проект был рассчитан только на научное сообщество, но спустя 3 года с момента старта, проект расширил свою географию и при помощи научного комитета НАТО была создана первая образовательная сеть в г.Алматы, объединившая помимо ИЯФ ведущие ВУЗы южной столицы: АГУ, КазНТУ и КазГУ.
Благодаря этому проекту 22000 студентов, преподавателей и научных сотрудников впервые смогли узнать, что такое всемирная паутина, приобщиться к интернету и сделать его рабочим инструментом для получения и обмена знаниями.
В 2001 году этот проект стал трансформироваться и вошел в другой интересный по своей задумке проект «Виртуальный шелковый путь». Цель проекта — создание научно-образовательных сетей в странах Закавказья и Центральной Азии. В каждой стране были созданы ассоциации пользователей научно-образовательных сетей. В Казахстане такой организацией стала Ассоциация КазRENа.
Большой вклад в развитие ИКТ в Казахстане внес IREX — Американский Совет по международным исследованиям и обменам. Эта организация реализовала в Казахстане Проект Расширения Доступа и Обучения Интернету — IATP.
В рамках программы IATP на территории Казахстана было открыто 14 пунктов общественного доступа к Интернету, предназначенные для всех желающих. Впервые такой пункт был открыт 1996 году в Алматы на первом этаже Национальной Библиотеки. Спустя несколько лет аналогичные точки были открыты в г. Шымкенте, Атырау, Караганде, Астане, Усть-Каменогорске, Актюбинске, Таразе, Петропавловске, Кызыл-Орде, Уральске, Семипалатинске, Туркестане. Большая часть пунктов работала на базе областных библиотек. Однако предоставление бесплатного Интернета — не главная их задача. В первую очередь проводится обучение, как пользоваться компьютером и Интернетом. Курсы велись на бесплатной основе для всех желающих.
Ежемесячно по всему Казахстану более 2500 тысяч пользователей получали свободный доступ к Интернету и около 500 человек проходили обучение на специализированных тренингах. Помимо базовых курсов, квалифицированные специалисты IATP предлагали широкий спектр коротких IT-семинаров.
С 1998 г. Программой сформированы группы местных интернет-тренеров, предоставлены обучение и коммуникационная поддержка более чем 100 некоммерческим и образовательным организациям и обеспечены Интернетом на дому более 500 пользователей. C 2001 года в рамках IATP проводилась ежегодная образовательная акция — Летний Интернет Лагерь (Summer Internet Camp — SIC). Ежегодно участниками SIC были 1200-1300 человек, в большей своей части школьники, студенты, преподаватели, представители НПО.
В данный момент этот проект закрыт. К сожалению, в процессе подготовки материала, когда я обратилась к сотрудникам офиса IREX в Казахстане, они отказались предоставить информацию об инвестициях, которые были вложены за годы осуществления данного проекта.
Этот факт можно назвать несколько странным, ведь все мировое сообщество придерживается открытых позиций в области распространения информации.
Роль отдельных организаций
По словам того же Михаила Тюнина, «значительный вклад в развитие ИКТ в Казахстане внес Фонд Сорос-Казахстан и Институт Открытого общества. С 1995 по 2008 год на проекты связанные с ИКТ было выделено свыше 2 000 000 USD, большая часть из которых было выделена до 2004 года. Началась работа Фонда Сорос с ИКТ с того, что с 1995 года сотни НПО, образовательных учреждений, научных сотрудников были обеспечены персональными компьютерами. В те далекие времена компьютер стоил ОЧЕНЬ дорого, а доходы людей были крайне низкими. Вторым большим направлением стал «Интернет-тренинг Центр», созданный Фондом Сороса в 1998 году. Цель этого проекта дать возможность населению Казахстана стать пользователями персонального компьютера и Интернет. За годы существования Интернет-тренинг Центра до 2004 года было обучено свыше 10000 человек на специально разработанных курсах:»Интернет для пользователя», «Веб-дизайн», «Настройки оборудования для работы в Интернете» и т.д.
Инициативам ИТЦ принадлежат Интернет-конкурсы: «Мисс интернет Казахстана», «Принцесса Казахстанского интернета», многочисленные конкурсы среди учителей и школьников Алматы. Первая в Казахстане домашняя сеть, которая была реализована в микрорайоне «Самал» г.Алматы, тоже принадлежит к числу успешных проектов ИТЦ.
В 2004 году, Информационная программа Фонда Сорос-Казахстан институализировалась, и ее цели и задачи начали реализоваться Фондом «Информационная Инициатива». Вот список некоторых, наиболее значимых проектов: Школьная корпоративная сеть г.Алматы School net, «Информационные технологии: новые возможности для НПО» («Мобильные консультанты»(e-riders), Проект Открытое информационное пространство г.Усть-Каменогорск и т.д.
Малыми силами (наша команда не превышала 4 человек) мы делали то, что сейчас государственные организации сотнями людей за большие деньги не могут сделать качественно. Часть наших проектов востребована государством. Но мы были удивлены, узнав, что проекты вырастают в стоимости в геометрической прогрессии. В такой же прогрессии снижается качество и общественная польза. Ну, а благодарность международным организациям вообще забывается напрочь. Международные организации сделали очень много для развития ИКТ в Казахстане.
На сегодняшний день крупные проекты международными организациями не поддерживаются. И это правильно. В стране развивается много программ, связанных с ИКТ: электронное правительство, снижение информационного неравенства, информатизация образования и т.п. Уже за счет собственного бюджета. На мой взгляд, международные доноры все-таки должны продолжить свою работу. Прежде всего им нужно оказывать влияние на формирование ИКТ политики, показывать лучшую практику и создавать условия для того, чтобы использование ИКТ было действительно доступным населению, а также способствовало развитию новых направлений IT-бизнеса».
Регионы позади
Вообще, что касается общих статистических данных относительно развития, продвижения IT в Казахстане, то большая часть приходится исключительно на Алматы и Астану.
В государственных программах данную ситуацию также отмечают: «Информационное неравенство проявляется между регионами, крупными, средними и мелкими населенными пунктами, городом и деревней».
Специальных поручений со стороны государства для локализации этой ситуации не наблюдается, если не считать проводимые курсы компьютерной грамотности для сельчан. Конечно, это весьма важный шаг, еще остается открытым вопрос относительно реальной возможности приобретения компьютеров и доходов сельчан. Если считать, что в среднем компьютер можно купить за 500$ (без лицензионного ПО), а у сельских жителей заработная плата самая низкая 25 690 тенге (200$), то говорить о реальной возможности приобретения персональных компьютеров пока не приходится.
В данный момент за счет средств Американского Посольства в Казахстане реализуется проект «Электронное правительство как инструмент взаимодействия государства и граждан Казахстана» в ходе проекта целевая группа — сельская местность Восточно-Казахстанской области. В рамках данного проекта Общественный Фонд проведет две фокус-группы для исследования уровня информированности населения об е-правительстве.
На базе предложений фокус-группы будет разработано руководство для использования пунктов общественного доступа к е-правительству. Данное руководство планируется распространить через проведение информационно-практических семинаров в 19 районах Восточно-Казахстанской области.
По словам Анар Жакуповой, координатора программ Фонда непрерывного обучения, «ВКО является пилотной областью в деле развития е-правительства и других демократических проектов. Наши специалисты знают не понаслышке о состоянии дел относительно е-правительства в Восточно-Казахстанской области. Мы надеемся не только на реализацию проекта, но и на реальное изменение ситуации по е-правительству. Сейчас государство создало такой замечательный ресурс, чтобы облегчить доступ к государственным чиновникам, ответственным постам и т.д. Но население еще не достаточно информировано, обучено, не имеет навыков работы с IT-технологиями, чтобы качественно воспользоваться предоставленными услугами. Считаю, что люди всего Казахстана нуждаются в обучении компьютерной грамотности.
На мой взгляд, только молодежь до 35 лет имеет довольно высокий процент грамотности в использовании компьютерных технологий. Уровень образованности даже в городской среде невысок, к сожалению. К тому же необходим мониторинг выделяющихся средств на реализацию государственных программ в е-правительстве, чтобы ни у кого не было возможности подозревать ответственных лиц в неисполнении обязанностей».

Фото с сайта http://www.rbc.ru