Чисто техническое дело - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чисто техническое дело

Чисто техническое дело

Капитализм основан на частной собственности - это рыночный постулат. Однако право собственности возникает тогда, когда она зарегистрирована надлежащим порядком в установленных Законом госорганах.

  • 16 Июня 2010
  • 2379
Фото - Caravan.kz

А сделать это предприниматель или любой гражданин сможет только тогда, когда имеет акт о технической инвентаризации своего недвижимого имущества. Документ, удостоверяющий многочисленные технические характеристики его квартиры, производственного помещения, дачи, склада или иной недвижимости. Без такого своеобразного технического «паспорта» недвижимость как бы незаконна: ее нельзя ни купить, ни продать, ни перестроить.
Казалось бы: что тут сложного, вопрос чисто технический! Компетентные люди, инженеры и техники, на то уполномоченные, приходят на объект, исследуют и измеряют его параметры и через некоторое время выдают владельцу технический паспорт…
Теоретически все так, но для наших казахстанских граждан и бизнесменов данное «чисто техническое дело» сегодня сопряжено со многими трудностями и проблемами, потерей времени и солидных денег.
Дело в том, что еще в 1999 году, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года № 343 «О развитии рынка отдельных видов работ и услуг» техническая инвентаризация была передана в конкурентную среду. В результате чего возникли специализированные фирмы по оказанию такой услуги. Этими субъектами малого и среднего бизнеса были созданы новые рабочие места, в конкурентной среде были сформированы коллективы высококвалифицированных специалистов в данной сфере. Кроме того, данная мера в условиях конкуренции привела к снижению стоимости и расширению предоставляемых услуг казахстанцам. Конкуренция — это всегда хорошо. Не нравится один — идешь к другому.
Однако со временем выяснилось, что не все подобные частные компании работают честно и хорошо. У них встречались и ошибки, а иногда в этой сфере бизнеса подвизались откровенные аферисты, нарушавшие правила, что приводило к скандалам и конфликтам. К тому же в стране постепенно осознали необходимость создания государственной базы всех зарегистрированных объектов недвижимости и их владельцев. И вот, в 2007 году выходит ряд новых Законов: «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Затем последовало Постановление Правительства РК, по которому пункт 38 «Техническая инвентаризация и паспортизация» был исключен из «Перечня работ и услуг, выполняемых субъектами рыночных отношений в установленном законодательством порядке». То есть — вопрос технической инвентаризации недвижимого имущества передали в компетенцию государственного органа. Им стали заниматься РГКП Центры по недвижимости соответствующих территориальных единиц.
Лучше ли стало гражданам и бизнесу? Пожалуй — хуже. Передача технической инвентаризации монопольному государственному предприятию (РГКП) привела к усилению бюрократических и служебных проволочек. Особенно пострадали строительные компании: им дом строить надо, а документы месяцами «бродят» в различных кабинетах…
Предприниматели, занимавшиеся технической инвентаризацией, остались без работы, что обострило безработицу в условиях кризиса. Да и обычным гражданам, чтобы получить документ на свою дачу или квартиру приходилось побегать, часами стоять в очередях, дожидаться получения документов на свое имущество по несколько месяцев.
Прежде всего, сразу же увеличился срок изготовления технических документов: были приняты подзаконные акты, в рамках реализации Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и срок проведения технической инвентаризации недвижимого имущества увеличился до трех месяцев. И это только официально — часто срок затягивался и до полугода. А ведь раньше частные структуры, специализировавшиеся на технической инвентаризации, осуществляли техническую инвентаризацию недвижимого имущества за 2 — 3 недели! И, что самое важное — по приемлемым, конкурентным ценам.
Теперь же цена на техническую инвентаризацию недвижимого имущества выросла в полтора, а то и два раза, а сроки исполнения в три — четыре раза. В итоге, например, застройщики, были поставлены в такие условия, когда они при всем старании не могли завершить строительство в срок, входя в конфликт с дольщиками, и, конечно, были вынуждены выплачивать штрафные санкции. Строитель предполагает, а бюрократическая «волынка» неспешно движется сама по себе.
Может, стало больше порядка в оформлении документов, чисто в технической сфере? Увы… Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества была передана в РГКП «Центры по недвижимости». Однако Центры по недвижимости, и так перегруженные иными функциями, зачастую допускают серьезные ошибки при проведении технической инвентаризации. Например, при занесении сведений характеристики помещений в базу данных и регистрации прав собственности (несовпадение адресной нумерации, появление лишних собственников, как на дом, так и на земельные участки, несоответствие площадей и т.д.). Причем такие ошибки, допускаемые Центрами по недвижимости, устраняются за счет времени и средств самих клиентов! И только при предоставлении дополнительного пакета документов. Кроме того, ранее изготовленные субъектами предпринимательства технические паспорта, Центром по недвижимости необоснованно подвергаются пересмотру, в результате чего население вынуждено повторно оплачивать их изготовление.
Деятельность Центров недвижимости по технической инвентаризации давно уже вызывает критику как у предпринимателей, так и у обычных граждан. Очереди, нервотрепка, волокита, многочисленные ошибки…
Но и это лишь «полбеды». Данная деятельность Центров, как считают многие, вообще слабо регулируется Законами, что ведет зачастую к злоупотреблениям и нарушениям законных интересам граждан. Недавно депутат Сената Нурлыгаим Джолдасбаева выступила с депутатским запросом к премьер-министру РК Кариму Масимову. По ее мнению, сегодня возникла острая правовая коллизия в деятельности Центров недвижимости, которые занимаются технической инвентаризацией недвижимости.
Прежде всего — в ценах на их услуги. Их, по сути, никто не контролирует. Депутат приводит один красноречивый факт: главе крестьянского хозяйства «Акас» К. Ашигалиеву РГКП «Центр по недвижимости по Западно-Казахстанской области» за услугу по государственному техническому обследованию недвижимого имущества выставил вначале сумму 12 млн. тенге. После того, как бизнесмен возмутился и стал разбираться, ее снизили до 7 млн. тенге. Указанный гражданин впоследствии обратился в Комитет с просьбой разъяснить законность установления таких цен за услуги РГКП. На его обращение был дан ответ Комитетом, что прейскурант цен на услуги по государственному техническому обследованию недвижимого имущества утвержден директором РГКП и согласован с Председателем Комитета.
То есть — все очень просто. Директор Центра недвижимости сам устанавливает цены на свои услуги, (стараясь, конечно, себя не обидеть, сделать их побольше — это же его прямой заработок!), а Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан их утверждает. При этом, как отмечает в своем запросе сенатор, хотя фактически Центры устанавливают монопольные цены, юридически они под контроль антимонопольного ведомства не попадают! Более того: утверждение цен на свои услуги РГКП и согласование с Комитетом приводит к установлению монопольно высоких цен, что является прямым нарушением прав и свобод граждан.
О том же не устают твердить и казахстанские бизнесмены: цены чрезвычайно высокие, волокита в Центрах срывает все сроки проектов, мешает бизнесу, огромные потери времени и денег несут и граждане…
Но воз и ныне там. Хотя нельзя сказать, что некоторые государственные мужи и даже сам премьер-министр не видят, что положение надо срочно исправлять. Еще летом прошлого года, в августе, было проведено совещание по вопросу передачи функции по технической инвентаризации недвижимого имущества в конкурентную среду, под председательством и.о. министра юстиции Республики Казахстан г-на Д. Куставлетова.
На этом совещании было принято решение о проведении совместных комплексов мер по подготовке концепции развития деятельности по технической инвентаризации недвижимого имущества. Предусматривающей, кстати, выведение данной сферы из монополии государства и ее лицензирование, определение методики контроля за качеством проведения работ по технической инвентаризации субъектами рынка, выделения перечня объектов недвижимости, техническая инвентаризация которых будет относиться к исключительной компетенции уполномоченного органа.
Однако, по состоянию на сегодняшний день, никаких мер по передаче технической инвентаризации недвижимого имущества в конкурентную среду так и не произошло.
Хотя в последнем Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана говорится: «Мы должны максимально сократить сферы естественных монополий, нам необходимо обновить действующие и разработать новые программы реструктуризации и развития конкурентных отношений в соответствующих отраслях»
Могут сказать: а что, частники помогут наладить нормальную работу? А что же они раньше этого не делали, как быть с их злоупотреблениями, ошибками?
Так ведь никто не предлагает полностью отпустить частную инвентаризацию «на волю», чтобы все действовали по принципу — что хочу, то и ворочу! Они должны работать в жестких рамках регламентов, только с помощью специально лицензированных высококлассных специалистов, под неусыпным контролем государственного органа. Их работу нужно периодически проверять.
Но так будет все же несравнимо лучше, чем сейчас, когда бизнес зачастую упирается в техническую инвентаризацию, как косяк рыбы в плотину, и — ни вперед, ни назад… А заодно и цены на обычные технические мероприятия сползут с заоблачных высот, и коррупции поубавится.