В погоне за номерком - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В погоне за номерком

В погоне за номерком

Новую заботу принес казахстанцам Закон со скучным названием: "О национальных реестрах идентификационных номеров".

  • 3 Июня 2010
  • 2017
Фото - Caravan.kz

Речь идет об очередном «пересчете» граждан республики и присвоении каждому из нас личного ИИН — индивидуального идентификационного номера.
Словно мало было прежних документов. К удостоверению личности, паспорту, домовой книге, РНН и СИК теперь решили добавить ИИН, чтобы внести его во все контролирующие и регистрирующие инстанции.
Чиновники, как всегда, уверяют, что нововведение в интересах казахстанцев. Дескать, ИИН поможет сократить количество различных идентификационных документов и объединит в себе все основные данные о человеке. Благодаря нему можно будет гораздо быстрее решать все свои дела с государством — платить налоги, например, или проводить различные сделки, перечислять пенсионные взносы и т.д. Кроме того, появится возможность создать всеобщую электронную базу данных на всех жителей страны, где каждый человек, под своим кодовым ИИН, займет положенную ему «ячейку».
Не знаю, как кому, а мне такие бюрократические «фантазмы» не очень нравятся, напоминая какую-то бездушную технократическую утопию, с явным авторитарным душком. Олдос Хаксли об этом давно писал в своем романе «О дивный новый мир!». В нем он явственно выразил одну мысль: наступление на человеческую свободу государство всегда начинает с учета и регистрации. ИИН — это такое электронное клеймо для подданного государства, поставленное однажды и на всю жизнь… И, заметим, без его воли и согласия, без общественного обсуждения, просто в силу административного решения.
Но закон принят, и его нужно исполнять. Какие же сведения зашифрованы в ИИН?
ИИН содержит двенадцать цифр и состоит из четырех частей. В первой шестизначной части указаны две последние цифры года рождения, месяц и дата рождения человека. Вторая часть — один символ. Если цифра нечетная, то номер принадлежит мужчине, если четная — женщине. Например, число 1 и 2 применяется для идентификации родившихся в XIX веке, 3 и 4 — для тех, кто появился на свет в XX веке, 5 и 6 — для родившихся после наступления миллениума. Третья часть ИИН (четыре цифры) — порядковый номер регистрации в системе. Последняя цифра является контрольной и определяется автоматически. Нет двух одинаковых ИИН, они индивидуальны, как отпечатки пальцев или рисунок сетчатки глаза.
Мне повезло — два года назад я менял свое удостоверение личности и мне ИИН присвоили автоматически. Так что я избежал мытарств, которым сегодня подвергаются многие иные. А вот для пенсионеров, которых в стране более трех миллионов, обмен пластиковой карточки стал настоящим испытанием. Моя теща, восьмидесятилетняя Анна Дмитриевна, которой тоже нужно было поменять удостоверение, прошла все круги бюрократической карусели.
Судите сами: вначале нужно сдать документы. В ЦОНе Алмалинского района Алматы, куда мы с ней вместе пришли, выяснилось, что РНН и СИК, который мы принесли, не нужны, а нужна домовая книга. Огромные очереди к окошкам, спросить о чем-либо ошалелых работников ЦОНа совершенно невозможно. Наконец, выяснили, какие нужно сдать документы: домовая книга, удостоверение личности и фотографии. Фотографии делают в самом ЦОНе — там тоже очередь. Пришли на следующий день, а он оказался субботой, ЦОН работает только до часу дня.
Что делать — в понедельник пришли в третий раз и, после четырехчасового стояния в очереди, смогли все же сдать документы.
Хотя срок обмена удостоверения составляет сорок пять дней, теще сказали прийти через два месяца. Четырнадцатого мая, точно в срок мы с ней опять пришли в ЦОН за получением документа. «Не готово, придите еще через месяц» — прощебетала нам девушка в окошке.
Столпотворение в ЦОНах сегодня наблюдается по всей стране. В Караганде люди приходили к четырем утра, сами устанавливали очередь, писали номера на руках, отмечались — и все-таки не успевали даже сдать документы! В Алматы, Павлодаре, Жамбыле и других городах пенсионерам во многочасовых очередях зачастую становилось плохо, их отпаивали корвалолом, даже порой вызывали «Скорую».
Работники ЦОНов оправдываются: они, мол, не предполагали, что будет такой наплыв людей, не заготовили нужного количества бланков, не хватает работников, не успели изготовить удостоверения… Да и люди сами виноваты: чего, спрашивается, тянули с обменом? Словом, опять народ «не такой».
Все это, конечно, отговорки, прикрывающие вопиющую неспособность наших чиновников нормально работать.
После того, как столпотворение в ЦОНах и скандалы в очередях показали по телевидению, власти приняли некоторые меры. Например, добавили стульев, чтобы пожилые люди могли хотя бы сидеть, а не стоять. Поставили людей, дающих справки по нужным документам. Но стульев на всех все равно не хватает, в Ауэзовском ЦОНе, к примеру, множество пенсионеров часами стоят на ногах. И работа сотрудников ЦОНа также не ускорилась.
— Сколько можно здесь торчать?! Мы, старые, больные вынуждены отсиживать здесь часами, очень медленно двигается очередь, — жалуется мне Хадиша Кабылова, ветеран труда, которую я встретил в одной из очередей Алмалинского ЦОНа.
— Приходишь восьми утра — бланков еще нет, приходишь к четырем дня — бланки уже закончились! — возмущается алмаатинец Геннадий Суглобов. — Гоняют от окошка к окошку, а везде очередь нужно отстоять. Я год назад сменил удостоверение, но мне почему-то ИИН не поставили, хотя обязаны были. И вот за чью-то безалаберность мне приходится третий раз отпрашиваться с работы, начальство недовольно. А чем я виноват, если здесь такая канитель?! Как успеет вся страна до тринадцатого августа поменять удостоверения которые выданы и написано, что действительны до 2040 года?
Кстати, если вы меняете удостоверение личности в связи с присвоением ИИН — процедура бесплатная. Если же вы хотите поменять документы в ускоренном порядке, то придется заплатить по одной из трех категорий срочности: 1989 тенге — за семь дней, 904 тенге — за десять дней, 503 тенге — за пятнадцать дней. Значит, за деньги наши ЦОНы могут все же работать быстро и слаженно? Непрофессионализм, помноженный на вопиющий беспорядок в ЦОНах, которые перешли из ведения Минюста к местным акиматам — вот с чем каждый день сталкиваются казахстанцы. Тысячи и тысячи людей по всей стране берут ЦОНы «штурмом», теряют время, портят себе нервы и здоровье, чтобы успеть к назначенной дате, к августовскому «часу Х».
Один из консультантов Алмалинского ЦОНа, назвавшийся Маратом, поведал мне доверительно, что они ожидают письма от Минюста, в котором срок обмена удостоверений переносится на два года. Но пока его нет — пусть люди понервничают, постоят в очередях. Пусть попытаются пролезть сквозь «бутылочное горлышко».
ЦОНы ждут распоряжения Минюста, а его все нет. Непонятно — почему министерство с ним тянет?
Ведь еще 28 апреля, как сообщила пресс-служба правительства, на совещании с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым было «принято решение изменить срок перехода на использование идентификационных номеров (ИИН/БИН), установленный законом «О национальных реестрах идентификационных номеров», с 13 августа 2010 года на 1 января 2012 года».
Но письма нет, и ЦОНы продолжают работать в авральном режиме.
Кстати, введение ИИН, как недавно сообщили чиновники из Минюста, отнюдь не отменяет РНН и СИК, они будут действовать и в дальнейшем.
Только когда-то в будущем (срок не уточнен) их — возможно! — и отменят. Таким образом, бумаг стало не меньше, а больше. А в перспективе, как говорят, всех граждан страны ждет новый обмен удостоверений — на современные пластиковые карточки с чипами, где будет зашифрована биометрическая информация о каждом человеке.
Судя по опыту ИИН, казахстанцам пора готовиться к новым очередям и испытаниям…