Двое третьего не ждут - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Двое третьего не ждут

Двое третьего не ждут

Россия и Казахстан договорились ввести Таможенный союз с 1 июля. Беларусь решили не ждать.

  • 31 Мая 2010
  • 3068
Фото - Caravan.kz

В конце мая российский премьер Владимир Путин и его казахстанский коллега Карим Масимов договорились ввести Таможенный кодекс с 1 июля 2010 года. Как и планировали раньше.
На пресс-конференции в Санкт-Петербурге 29 мая Путин заявил: «Мы договорились ввести в действие на двусторонней основе с 1 июля Таможенный кодекс Таможенного союза». Он также сообщил, что Россия и Казахстан «включают» с 1 июля другие международные договоры, принимаемые в развитие положений Таможенного кодекса.
«Мы открыты для присоединения Беларуси ко всем соглашениям и решениям, принятым в рамках второго этапа формирования Таможенного союза», — подчеркнул Путин.
Из всего сказанного можно сделать один вывод: Россия и Казахстан будут интегрировать свои экономики с удвоенной скоростью. «Нами сегодня подписан соответствующий международный договор, который дает возможность двигаться к более глубокой интеграции, если потребуется, на двусторонней основе», — сказал Путин.
Почему Россия «за»
Как и любая большая экономика, Россия может значительно выиграть от Таможенного союза. Хотя, в свою очередь, и столь же значительно проиграть.
Что касается возможных выгод. РФ обладает достаточно мощной промышленной инфраструктурой, которую не защищать нельзя. Отсюда ее проблемы со вступлением во Всемирную торговую организацию.
Наряду с автомобилестроением, машиностроением, приборостроением, России необходимо обеспечить защиту ресурсных компаний. В частности, созданных при активном участии государства монополий: «Газпром», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ». Одновременно российские власти должны обеспечить защиту газо- и нефтетранспортной системы, доступ к которой со стороны иностранных компаний существенно ограничен.
Еще одной большой головной болью российских властей является агропромышленный комплекс. Сейчас трудно сказать, какие отрасли являются наиболее уязвимыми перед возможным массовым наплывом на российский рынок иностранных компаний. Но агропром — одна из самых труднореформируемых (как и в РК) отраслей.
Главная и очевидная проблема — глобальная технологическая отсталость практически всех сегментов российской экономики. Программы модернизации не работают из-за неготовности российской экономики развиваться за счет инноваций. Все вместе взятое вынуждает российские власти усиливать защитные меры.
Поэтому Таможенный союз для России — хороший шанс расширить масштабы национальных программ защиты внутреннего производителя. Теперь они примут иной характер. К примеру, автомобили «АвтоВАЗа» будут реализовываться не только в России, но и Казахстане и Беларуси.
Многие наблюдатели полагают, что Таможенный союз будет способствовать консервации технологической отсталости России, и могут сформироваться более тревожные тренды. Например, имея возможность развиваться за счет экстенсивных методов путем массированного выхода на казахстанский и белорусский рынки, россияне перестанут даже думать об инновациях. Конкуренции с белорусскими или казахстанскими производителями не получится — они также не могут похвастаться высокими технологическими достижениями.
Почему Казахстан «за»
Таможенный союз позволит Казахстану удовлетворить свои амбиции и оставить в истории след первой реально осуществленной интеграционной идеи на постсоветском пространстве.
Конечно, сегодня сложно надеяться на то, что казахстанские предприятия смогут реально конкурировать со своими российскими коллегами. Но власти все же надеются, что конкуренция вынудит казахстанских производителей инвестировать деньги в модернизацию и выходить на другой технологический уровень. Исходя из размеров казахстанских предприятий и их потребности в инвестиционном капитале, надежды на подобного рода превращения небеспочвенны.
С другой стороны, президент РК надеется, что китайские, турецкие и другие бизнесмены выберут Казахстан под площадку для строительства сборочных и других предприятий. Чтобы добиться притока инвестиций, казахстанские власти по максимуму улучшают инвестиционный климат. Уже сегодня Казахстан привлекает львиную долю иностранных инвестиций в центрально-азиатский регион (до 80 процентов). Значит, такие меры могут сработать.
Есть понимание и того, что отсутствие транспортной инфраструктуры резко замедляет экономический рост, и наоборот — ее наличие данный рост ускоряет. Сегодня в Казахстане в активную фазу вступила реконструкция дорог в рамках автокоридора «Западная Европа-Западный Китай». Кроме экономического роста казахстанской экономики коридор создаст неплохие условия для иностранных инвесторов под строительство предприятий на территории Казахстана. Он позволит вывозить продукцию на Россию, страны Ближнего Востока через Иран, и Европу — через Россию и Закавказье. А это и эффект от поступлений в бюджет транзитных доходов, и развитие регионов, ранее относящихся к категории стагнирующих.
И самое главное. Казахстан за счет интеграции в Таможенный союз еще более усилит свое влияние в регионе и надолго застолбит место регионального лидера. Именно через Казахстан такие страны, как Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан смогут оценить эффект Таможенного союза. Сама же по себе, чисто теоретически, идея весьма привлекательна для всех перечисленных стран. Если же в будущем они присоединятся к Таможенному союзу, то Казахстан станет центральным звеном союза, через который и пойдут все возможные грузовые и транзитные потоки. Если присовокупить к этому Китай, который без Казахстана не сможет получить стабильные коридоры доставки своей продукции в Россию, Центральную Азию и Европу сухопутным маршрутом, то вырисовывается приятная глазу картина.
Кроме того, президент Назарбаев все же надеется, что китайцы будут перебрасывать свои сборочные мощности в Казахстан, чтобы получить лейбл «Сделано в Казахстане» и свободно продавать свои товары в рамках Таможенного союза.
Почему Беларусь «против»
Шараханья белорусского президента Александра Лукашенко от полной поддержки Таможенного союза к его полному неприятию, как минимум непродуктивны.
Во-первых, ни он, ни другой белорусский президент не смогут в полной мере избавиться от России. Именно российский рынок потребляет львиную долю белорусского молока и мяса. А так как агропромышленный комплекс Беларуси есть хребет всей белорусской экономики, то попытки манипулирования общественным мнением ничего, кроме вреда не принесут.
Во-вторых, в условиях не совсем дружественных отношений с Западом, Лукашенко не может надеяться на массированную инвестиционную подпитку. Хотя «инвестиционная экспансия» Беларуси жизненно необходима хотя бы для того, чтобы тоже модернизировать белорусские предприятия.
Если инвестиционный голод продержится еще в течение нескольких лет, то белорусские предприятия могут уйти с молотка по бросовой цене.
В-третьих, Лукашенко опасно заигрался в вопросе Таможенного союза. Та же Россия по итогам последней петербургской встречи показала, что согласна структурировать Таможенный союз на пару с Казахстаном. Если Лукашенко будет и далее упрямиться, то Россия может в одностороннем порядке увеличить таможенные пошлины на поставляемую в Беларусь нефть, повысить цены на газ. Ничего хорошего, кроме как вхождения в промышленный и социальный ступор Беларусь не получит.
Президент Беларуси пытается торговаться. Он настаивает на отмене таможенных пошлин на нефть и ждет, когда Россия сядет за стол переговоров, чтобы предложить компромисс. Судя по последней информации, Россия никакого компромисса не готовит, и не собирается вести переговоры с Беларусью.
По сути, Путин и Масимов, инициируя развитие Таможенного союза в двустороннем формате, поставили президента Беларуси перед нелегким выбором: или поддержать Таможенный кодекс и с 1 июля запустить союз в трехстороннем формате, или отказаться от его идеи и стать одним из иностранных государств, в отношении которого будут действовать высокие заградительные пошлины.
Второе батька выбрать не может, ибо обречет Беларусь на роль экономического изгоя, первое принять без оговорок, наверное, не в силах.