Недостаток или ротация информационного потока о ситуации внутри них позволяет многим гражданам предполагать о благополучии в подразделениях защитников Отечества.
Каково же действительное состояние дел в Вооруженных силах Республики Казахстан не знает никто. Практика укрывательства по настоящее время имеет место быть, при этом до общественности доходят только вопиющие факты, связанные с громкими скандалами или проявлениями дедовщины.
А тем временем в ВС проходит реформа, начатая несколько лет назад. Вообще существование казахстанской армии можно условно разделить на три этапа.
Первый можно определить, как выживание казахстанской армии в условиях обретения Казахстаном суверенитета и финансовых трудностей в социально-экономической сфере, которая косвенным образом повлияла на состояние казахстанской армии.
В это время состав вооруженных сил был подвержен значительной ротации, связанной с уходом профессиональных кадров и отсутствием государственной программы по финансированию Вооруженных сил, правового вакуума, а также государственной концепции национальной безопасности.
Тема патриотизма в вооруженных силах потеряла свою актуальность и была предана забвению. Падение общей культуры среди населения Казахстана, пренебрежительное отношение к моральным нормам, правилам воинского этикета серьезно подорвали нравственно-психологический климат в воинских коллективах, что в значительной мере сказалось на авторитете военных в обществе.
В этот период внимание руководства стран бывшего СССР было сосредоточено на разделе вооружения и полигонов, которые в Казахстане занимали значительное место. Так, по этой причине в 1996 году был закрыт полигон Азгире. В пользу Казахстана решилась судьба полигона Эмба, такая же участь постигла полигон Сары-Шаган. На территории Казахстана все еще находятся «боевые поля» 4-го Государственного центрального полигона (полигон Капустин Яр) по испытаниям баллистических ракет и 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации по испытаниям боевых самолетов и их вооружений.
Второй этап связан с поддержанием жизнедеятельности вооруженных сил, которые находились в состоянии близком к «коматозному».
Правительством «подпитывалась» в основном — оставшаяся инфраструктура. В этот период фактически были полностью парализованы боевые подразделения. Нехватка офицерского состава коренным образом повлияла на боеготовность вооруженных сил, а также способствовала росту неуставных взаимоотношений внутри воинских коллективов. Кадровые офицеры уходили в отставку, в результате чего были предприняты меры по призыву в ряды вооруженных сил офицеров запаса, низкая профессиональная подготовка которых позволяла использовать их только в качестве «надзирателей» за солдатами, участвовавшими в строительно-монтажных работах, а также в мероприятиях, посвященных обустройству парковых территорий воинских частей. В это время мало кто из военнослужащих мог сказать, что хотя бы раз в полгода участвовал в батальонно-тактических учениях. В молодежной среде и у родителей призывников было утрачено представление о военной службе как о патриотическом долге каждого гражданина.
Отсутствие идеологической работы, недостаточно продуманная государственная стратегия развития вооруженных сил, резкое сокращение финансирования повлекло за собой деморализацию казахстанской армии и как следствие этого негативное отношение населения к людям в форме.
Третий этап, на котором в настоящее время находится казахстанская армия, условно можно обозначить, как попытка выхода из стагнации. В данном случае можно говорить о получении финансирования со стороны государства, которое направлено не только на поддержание инфраструктуры армии. Стали появляться средства на боевую подготовку и постепенное перевооружение. Принято конкретное решение по созданию Сухопутных войск. Постепенно стало расти финансирование офицерского состава, что однако наряду с отменой социальных льгот не сыграло значительной роли для роста привлекательности службы в армии Казахстана.
Вследствие этого Казахстан сталкивается с серьезными проблемами при комплектовании офицерского состава и призыве в вооруженные силы из-за многочисленных случаев уклонения от службы и дезертирства.
В настоящее время в Казахстане есть рассчитанная до 2010 г. программа модернизации вооружений, которая опирается на имеющиеся в Вооруженных силах образцы военной техники.
Основной акцент в этой программе делается на формирование профессиональной армии и модернизацию системы ПВО, при том, что на создание интегрированной системы управления воздушным движением и системы ПВО Казахстан планирует израсходовать более $ 1 млрд. Уже сегодня в Казахстане в силах воздушной обороны насчитывается 70 процентов военнослужащих-профессионалов.
В настоящее время в Казахстане существует разграничение функциональных обязанностей между министерством обороны и генеральным штабом.
За генштабом закреплены военные вопросы. Министерство обороны определяет задачи по стратегическому планированию, формированию бюджета, подготовке кадров. В соответствии с военным строительством в вооруженных силах Казахстана будет иметь место иерархическая структура функционирования: Министерство обороны — Генеральный штаб ВС РК — Сухопутные войска — военные округа и т. д. В Казахстане уже создано четыре военных округа: Южный, Западный, Восточный и Центральный. У каждого из них свои специфические задачи. Военные округа в целях повышения управляемости, приоритетности решения оперативно-стратегических задач, преобразуются в региональные командования («Запад» — Актобе, «Восток» — Семипалатинск, «Юг» — Тараз, «Астана» — Астана). В качестве территориальных объединений данные тактические единицы призваны комплексно решать оперативные, мобилизационные и военно-административные задачи в установленных для них границах. Тем не менее, структура, состав, уровень подготовки и технической оснащенности Вооруженных сил вошли в противоречие с задачами по обеспечению текущей военной безопасности и экономическими возможностями государства по поддержанию боеготовности казахстанской армии.
Казахстан, благодаря своему геополитическому положению и наличию значительных запасов полезных ископаемых представляет большой интерес для многих стран мира.
Астана в настоящее время находится в зоне национальных интересов таких стран как США, Россия, Индия и др.
Устаревшая техника и вооружение позволяют многим государствам-производителям подобной продукции сконцентрировать свое внимание на Казахстане, как на потенциальном рынке сбыта вооружения. На вооружении армии Казахстана находятся образцы российского оружия, список которого может варьироваться от автоматов и заканчиваться зенитно-ракетными комплексами, боевыми и военно-транспортными самолетами и вертолетами. В настоящее время на боевом дежурстве в Казахстане находятся два зенитно-ракетных комплекса ЗРК С-300, которые контролируют воздушное пространство над Алма-Атой и Астаной. В Казахстане наряду с устаревшими образцами техники присутствуют на вооружении боевые самолеты СУ-27, МиГ-31, МиГ-29 и бомбардировщики Су-24, вертолеты МИ-24, МИ-8 МТВ, танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2, тактические ракетные комплексы «Точка-У» и реактивные системы залпового огня «Ураган», «Смерч», при этом нужно отметить, что подобные виды вооружения имеются далеко не во всех странах СНГ.
США также имеет свои интересы в отношении Казахстана. Так согласно одному из подписанных документов между Вашингтоном и Астаной, планируются поставки в Казахстан вертолетов, военно-транспортных самолетов СИ-130 и кораблей водоизмещением до 1000 тонн, а также новых автомобилей высокой проходимости «Хаммер». Данная модель не боевой техники уже имеется в наличии в Казахстане. Принято также решение о создании в республике центра по обслуживанию «Хаммеров». Поставки американской техники и вооружения будут осуществляться в рамках пятилетнего плана военного сотрудничества и программы «Международное военное обучение и подготовка».
Казахстан уже имеет один экземпляр американского вертолета Huey II. Всего же Вашингтон предлагает Астане приобрести пять таких вертолетов и укомплектовать ими мобильные силы «Багыс». Казахстан сможет приобрести вертолеты Huey II по цене 2 млн. долларов за единицу.
В 2004 году Вашингтон планирует затратить порядка 4,5 млн. долларов на закупку снаряжения и обучение личного состава казахстанской армии. Таким образом, объем американской военной помощи Казахстану в 2004 году будет увеличен в 1,2 раза. Благодаря зарубежной помощи бюджет казахстанской армии с 2001 года вырос практически вдвое и в 2003 году составил около 270 млн. долларов.
Вместе с тем создается впечатление того, что у Казахстана, как и у других центрально-азиатских республик, может появиться соблазн использования систем вооружения и военной техники в результате передачи военного «секонд-хенда» армиям тех стран, которые соглашаются с развертыванием американских баз или заявляют о своем стратегическом партнерстве с США.
Как отмечают эксперты, основная цель США, как и России, заключается в дальнейшем вовлечении Казахстана в военно-техническое сотрудничество и расширение продаж вооружений Астане.
Становится очевидным, что, имея большую территорию, значительную протяженность границ, относительно небольшую численность населения и довольно ограниченные ассигнования на оборону Казахстан может столкнуться с проблемами, которые при незначительном обострении региональной ситуации и активизации террористических групп в ближайшем будущем обнажат все слабые стороны оборонного комплекса республики.
При наличии нестабильной ситуации в Центральной Азии нужно учитывать возможность проникновения на территорию Республики Казахстан группировок, способных внести «разброд и шатание» во внутриполитическую жизнь страны. А в соответствии с разработанными планами создаются и обеспечиваются всем необходимым округа, подготовленные к ведению боевых действий на основе возможных направлений будущего военного конфликта. Войска уже развернуты в конкретных районах, созданы запасы материальных средств, осуществлено их эшелонирование, складирование и концентрация стратегических составляющих (боеприпасы, горючее, продовольствие).
При этом не учитывается то факт, что военно-политическая обстановка может измениться, причем самым кардинальным образом. Нужно реально оценивать ситуацию, когда проникновение вооруженных отрядов на территорию Казахстана будет спланировано не там, где находятся военные округа, а в наиболее уязвимых и труднодоступных для казахстанских вооруженных сил местах.
В этом случае появится острая необходимость переброски крупных воинских соединений, которая будет сопровождаться теми же проблемами, что и вся экономика страны — плохие дороги, неразвитая транспортная инфраструктура. Эти проблемы будут отражаться не только на мобильности вооруженных сил, но и на ее боеготовности, способности оперативно реагировать на внешние угрозы. Данная ситуация, помноженная на отсутствие подготовленных кадров, оборудования, учебных заведений (для подготовки летчиков и переподготовки старшего офицерского состава, так как в настоящее время многие казахстанские офицеры обучаются за рубежом: в Китае, Индии, США, Турции и России), промышленной базы и финансовых ресурсов, будет являться определяющей составляющей боеготовности вооруженных сил республики.