Однако, зная ответ на вопрос » как они будут их изучать», так и хочется спросить «зачем?».
Все родители хотят, чтобы их ребенок знал язык. Но: введение изучения казахского языка с первого класса показало, что такая учеба никому не нужна.
Несмотря на то, что в сетке расписания стоит три часа казахского в неделю, дети не блещут знаниями по данному предмету, не говоря уже о том, что по языковым предметам, нужны не голые знания, а язык, общение, умение думать на языке. Современные школы не могут дать такой язык детям. Почему?
Нет базы, нет квалифицированных учителей, нет хорошей учебной литературы, в конце концов, нет условий в школе. Директора школ, озадаченные поставленной языковой задачей, жалуются, на то, что один лингафонный кабинет стоит 12 тысяч долларов США. Для нормального изучения языка нужны именно такие кабинеты, но редко какая школа может позволить себе такую роскошь! А без кабинета, без соответствующих условий, учитель обречен преподавать предмет «на пальцах». Отсюда и уровень знаний.
Что еще входит благоприятные условия изучения языка и чего в наших школах в помине нет? Класс должен быть разделен на три группы, чтобы в одной группе было не более десяти учеников. Только тогда учитель сможет обеспечить каждому индивидуальный подход в изучении языка, о котором так много говорят в последнее время. Сейчас же классы поделены на две группы — то есть, на уроке находится сразу 14-15 учащихся. Если учесть, что это дети, которые не сидят на месте и не имеют взрослой мотивации к урокам — группа для изучения языка большевата. Почему класс нельзя поделить на три части? Во всех государственных школах Казахстана учителя дают один и тот же ответ на этот вопрос: «Потому что у школы нет дополнительных учителей казахского языка, (их вообще мало), нет пустующих классов, и самое главное — даже если учителя найдутся, школа не сможет заплатить им зарплату.
Тем не менее, несмотря на все эти объективные причины, тормозящие введение в школы трехязычья, уже сформирован учебный план на следующий год. В нем стоит три часа в неделю изучения казахского языка, один час в неделю изучения русского языка и один час изучения иностранного языка.
Насколько реально за 45 минут в неделю выучить, например, немецкий или французский язык? Нереально. Зато вполне реально остаться неучем на всю жизнь и не знать в результате ни одного языка: ни русского, ни казахского, ни иностранного. Сторонники идеи трех языков говорят, что когда-то надо начинать. Условия обучения всегда будут не те. Противники языковой программы уверены, что педагогика должна прежде всего гарантировать результат, а не галочку в международном образовательном пространстве.
Не случайно при опросе родителей на предмет их отношения к изучению трех языков на базе школьной программы, выяснилось, что папы и мамы считают, что все провозглашенные лингвистические изыски — не более чем очередная декларация государства.
К тому же родительской общественности остается не понятным: кто будет платить за изучение языков. Сегодня те второклассники, которые начали изучать третий язык (помимо русского и казахского) делают это на деньги своих родителей. Самое интересное, что когда они перейдут в третий класс, платить за язык снова будут они. Тогда как согласно программе второклассники будущего учебного года будут изучать язык бесплатно?! Получается, одни дети будут обучаться зыкам за счет государства, другие — не вписавшиеся в программу по возрасту — платно.
Как известно, сегодня бесплатно язык начинают изучать только с пятого класса. Что делать?
Директора школ говорят, что идея введения трех языков — неплохая, но современные школы (самые обычные: не частные и не гимназии) не готовы взять на себя ее качественное осуществление. Однако ужас ситуации в том, что школы не могут сказать «нет» новоявленной программе и отказаться ее выполнять. Сопротивляться могут только родители. Как?
Например, так. Существует постановление правительства о введении платных дополнительных услуг. Хотят родители, чтобы их дети изучали язык — они платят за его изучение. При этом количество часов, в зависимости от платы, тоже регламентируют сами родители. Нет смысла «тянуть» язык в неделю по чайной ложке. Толку от такого обучения не будет. Кроме того, далеко не все дети способны изучать язык. Об этом тоже нельзя забывать. И последнее, есть родители, которые хотят, чтобы ребенок учил третий язык — английский, а другие хотят «дать» детям только немецкий. Но отвезти своих детей в лингвистические гимназии — не могут. Значит надо формировать языковые группы с учетом пожеланий родителей, потому как платить за образование все равно придется им. А есть семьи, в которых родители не покупают детям учебники даже для основных предметов, не говоря уже об изучении иностранного языка. Нужен ли язык таким детям? Все эти вопросы должны быть решены педагогами школ совместно с родителями.
Кроме того, чтобы язык стал языком общения, при школах должны быть созданы клубы общения, как когда-то были клубы интернациональной дружбы. Тогда дети с интересом вели переписку с зарубежными сверстниками, в школы приглашались иностранцы и давали детям уроки живого языка. Сегодня школа своими силами не может создать подобные клубы. Но они должны быть, если общество хочет сделать языковую культуру массовой.
Учителя говорят, что отсутствие альтернативных учебников по иностранным языкам также осложняет выполнение программы изучения языков. Увы, успокоить учителей нечем. Они еще только-только приспособились вести занятия по учебникам нового поколения, в частности по русскому и казахскому языкам, а в стране уже идет-грядет новая реформа учебников.
Со слов министра образования господина Куликеева, учебники нового поколения (на которые были затрачены немыслимые средства) уже не соответствуют времени, поэтому они снова будут заменены. Это значит, что наши школы ожидает новая лихорадка: с одной стороны хочется верить, что учебники наконец-то станут качественнее, с другой стороны, все знают, что новая учебная литература — это, прежде всего стресс, а потом уже знания. Опыт подсказывает, что те ученики, которые попали в волну нововведений, связанных с новыми учебниками, испытывают большие трудности с обучением.
И еще одна странная деталь, вылезла на поверхность в связи с введением в стране трех языков. Учителя русского языка оказались в неловком положении. Согласно новой сетке количество часов, отпущенных на русский язык, значительно сократилось, а программа изучения языка осталась прежней. Они недоумевают: как и каким чудесным образом можно донести до детей прежний объем знаний за 45 минут урока — один раз в неделю? Кстати, они уже задавали этот вопрос наверху. Им ответили: «Как хотите! Но знания у детей должны быть».
…вполне «государственный подход»…