Контроль за ОМУ: причины и последствия - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Контроль за ОМУ: причины и последствия

Контроль за ОМУ: причины и последствия

В настоящее время в мире наблюдается активизация процесса распространения оружия массового уничтожения. Ее причина - в появлении и росте конфликтогенных зон на Ближнем Востоке и Центральной Азии.

  • 26 Февраля 2004
  • 1612
Фото - Caravan.kz

Известно, что террористические организации стремятся использовать передовые достижения науки и техники, все большее внимание уделяют развитию систем, способствующих организации и проведению террористических актов. Поэтому вполне естественным является и их интерес к ядерному оружию.
В сегодняшнем мире, — заявил на одной из встреч ответственный за экспортный контроль помощник заместителя министра торговли США Скотт Бантон, — существует большой риск того, что безответственные государства и террористы попытаются завладеть оружием массового уничтожения, включая ядерное, химическое и бактериологическое, а также материалами и технологиями для его изготовления.
Если мы собираемся предотвратить их распространение, нам нужно предпринять как существенные меры на уровне каждого правительства, так и совместные на региональном уровне.
В связи с этим каждая страна Центрально-азиатского региона укрепляет национальные системы экспортного контроля и охраны государственных границ. Таким образом у распространителей орудия массового уничтожения появляются определенные трудности в приобретении или изготовлении ядерного, химического и биологического оружия, а также материалов для его производства. Подобные меры со стороны центрально-азиатских государств являются существенным вкладом в обеспечение безопасности не только региона, но и всего мира. Но насколько результативными оказываются их усилия?
В XXI веке ядерное распространение зависит от незаконной иностранной помощи, потому, что страны-распространенители будут пытаться эксплуатировать слабость и недоразвитость систем экспортного контроля как на национальном уровне отдельных государств (особенно стран Центральной Азии и Ближнего Востока), так и на международном уровне. Вряд ли для кого-то секрет, что в прошлом веке многие западные страны были источниками материалов, необходимых для создания ядерного оружия в развивающихся странах, включая Иран, Ирак, Индию и Пакистан. В настоящее время страны, стремящиеся к обладанию ядерным оружием, и террористы пытаются получить помощь как в вышеупомянутых странах, так и в странах бывшего СССР.
Достаточно посмотреть на противостояние Индии и Пакистана, где десятки миллионов людей стоят перед угрозой массового уничтожения из-за наличия ядерного оружия в обеих странах, которые им помогли создать, преимущественно, Россия, Китай и США. Таким образом, помощь со стороны Москвы, Пекина и Вашингтона может привести к ядерной войне в Южной Азии и к существенным изменениям в международной безопасности. Проблема из региональной приобретает статус глобальной проблемы.
В отношении к нераспространению оружия массового уничтожения и материалов, способствующих к его разработке, между странами имеются существенные разногласия. Так, Россия продолжает поставлять технологии и товары, которые могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения и средств доставки, в такие страны как Ливия, Иран, Сирия и Индия. Кроме того, Россия выступает как основной поставщик высокотехнологичных обычных вооружений в эти страны.
Ясно, что российские поставки крылатых ракет в Индию дадут возможность Индии разработать системы с большей дальностью и большей полезной нагрузкой. Известно, что Индия уже неоднократно пользовалась ракетными технологиями предоставленными Россией в военных целях. Россия и Сирии поставила первый ядерный исследовательский реактор.
Китай продолжает оказывать некоторым странам помощь, как и в случае с Ираном. Так наблюдается сотрудничество китайских компаний с Ираном в химической и ракетной области, а также сотрудничество с Пакистаном в ракетной области. Пекин продолжает поставлять товары двойного назначения, которые могут быть использованы в ракетных программах в страны, способные стать очагом напряженности в регионах.
В этом «соревновании» в пятерку сильнейших также входят США и Канада, которые в 60-е годы XX века передали Индии исследовательский реактор CIRUS под очень слабым контролем. Позже Индия использовала ядерное предприятие для наработки плутония, и смогла в 1974 году произвести первое ядерное испытание.
В 70-е годы прошлого века Франция продала Ираку реактор Осирак и пообещала Пакистану и Южной Корее предоставить объекты по извлечению оружейного плутония из отработавшего топлива. Что уже в то время являлось значительным событием в международной жизни, как Европы, так и Ближнего Востока.
Германия также выступала с предложением к Бразилии о предоставлении оборудования для производства расщепляющихся материалов и извлечению оружейного топлива. Нужно отметить, что подобные инициативы не остались без внимания со стороны Вашингтона, который не только осудил действия Германии и Франции, но и способствовал отказу Бонна и Парижа от экспорта самых чувствительных аспектов сделки.
Что же касается стран СНГ, то здесь наблюдается следующая картина.
На территории Азербайджана нет военных баз с ядерным оружием и полигона для их испытания, нет атомных электростанций. Баку не имеет и не производит ядерные материалы, но, Азербайджанская Республика имеет общие сухопутные и водные границы с ядерными, а так же готовящимися ими стать странами.
Таким образом, отсутствует действенный контроль за незаконным перемещением ядерных материалов, радиационных источников и других специфичных материалов на всей территории Азербайджана и через Азербайджан по всему региону.
Нельзя также упускать из виду, что Азербайджан в настоящее время не имеет сил и средств обеспечить охрану своих внешних границ с сопредельными государствами, что также является одним из факторов предопределяющим возможность провоза ядерных материалов.
Казахстан во время существования СССР был одним из звеньев технологической системы, но служил в основном в качестве сырьевого придатка. Существовавший атомный комбинат на Мангышлаке, полуострове Каспийского моря работал в исключительно мирных целях, но наличие большого количества отработанных материалов поблизости от границы с Ираном заставляло многие страны настороженно относиться к РК.
В настоящее время комбинат фактически перестал был атомным объектом, проблема отходов решена. Поэтому неконтролируемая утечка чего-либо, что может поспособствовать становлению новых ядерных держав, из Казахстана практически невозможна.
О существующей опасности в области ядерного оружия также стали говорить в прошедшем времени, так как с 1991 года из Украины, Казахстана и Белоруссии были вывезены все ядерные боеприпасы; из боевого состава выведены 6252 ядерных боеприпаса.
Узбекистан также не имеет производственных мощностей для переработки и производства оружия массового уничтожения, но здесь нельзя забывать о том, что Узбекистан граничит с Афганистаном и находится рядом с Ираном, Ираком и Пакистаном.
При слабой оснащенности таможенных органов и пограничных войск транспортировка оружия массового уничтожения или его компонентов выглядит более чем реальной. Этому свидетельствуют и факты, когда в 2000 году была пресечена одна из таких попыток, и только детекторы, которые поставили США, помогли предотвратить ее — они сработали, когда грузовик с металлоломом был остановлен на границе с Узбекистаном. Внутри грузовика было найдены 10 свинцовых радиоактивных контейнеров, и пакистанский водитель собирался везти этот груз в Пакистан, в приграничный город Куетта (Quetta), известный как центр контрабанды в Афганистан.
Таджикистан также не имеет производственных мощностей для создания и распространения оружия массового уничтожения, но у него осталось наследие СССР — объекты советского ВПК, одним из которых является горно-химический комбинат, расположенный в городе Чкаловске Согдийской области на севере Таджикистана, который был включен в программу создания ядерного оружия.
Именно здесь была добыта и обогащена партия уранового сырья для первой советской атомной бомбы. На складах сохранились сотни тонн готовой урансодержащей продукции, а вся технологическая линия была сохранена и при минимальных вложениях может возобновить работу.
Кыргызстан уже длительное время является безъядерной страной. Но на его территории расположены законсервированные хранилища, содержащие отходы ядерного производства. При этом на ведущее место в Кыргызстане выступает проблема хранилищ Майлуу-Суу, которая может повлиять не только на рост напряженности в Центральной Азии, но может быть причиной гибели многих тысяч людей. Так как при возможном трансграничном переносе радиоактивных веществ и радиоактивного заражения крупной водной артерии Центральной Азии — рек Нарын и Сыр-Дарьи население Ферганской долины без проведения террористических компаний начнет испытывать на себе действие вышеупомянутых веществ.
В результате Центрально-азиатский регион сталкивается с очередной проблемой, в которую втянуты практически все ведущие государства мира. При отсутствии системы хорошо охраняемых урановых хранилищ и недостаточной защиты своих внешних границ республики региона могут быть невольно привлечены к распространению оружия массового уничтожения, а также могут стать полигоном для испытания подобного оружия.