Несмотря на свою всеобъемлющую позитивность, в странах бывшего СССР система внедряется достаточно тяжело, и с не большой охотой, особенно в сфере малого, среднего бизнеса.
К примеру, в Казахстане зарегистрировано без малого почти полмиллиона предприятий, фирм и компаний, однако при этом сертификатами ISO обладают около 100 из них.
Как правило, обладателями сертификатов являются субъекты крупного, реже среднего бизнеса, либо участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Да и то, потому что зарубежные партнеры выставили такие требования — им, естественно, хотелось бы получить хоть какуюто гарантию доверия.
Не так давно под патронажем республиканской Ассоциации качества (РАК) состоялась церемония награждения казахстанских предприятий, работающих с мировым знаком качества ISO. Отмечали, естественно, «самыхсамых». Победителями стали крупные и крупнейшие казахстанские предприятия. В пламенных речах много раз говорили о важности развития данной системы, и о том, как важно работать с качеством, о том, что современные технологии менеджмента вполне позволяют контролировать производство качественной продукции и услуг. «Пора переходить от проблем в управлении к управлению проблемами».
Найти сегодня материал об ISO достаточно просто. Львиная доля этих материалов говорит обо всем положительном, что привносит собой внедрение системы управления качеством ISO. Казалось бы, пиаркампании можно поставить твердую пятерку. Однако не все благополучно обстоит с внедрением западной системы. Возникает классический философский вопрос: почему?
Быть может, отечественный бизнес до сих пор живет «в маленьких штанишках» и не успел отойти от сохи? Не дорос до понимания материи более высокого порядка? Может, не хватает стимула? Лишняя «головная боль» нагрузка и расходы для администрации предприятия?
Гульжан Турдалиева, президент республиканской Ассоциации качества (РАК) в интервью Караван.kz сказала, что основная причина, которая тормозит развитие внедрение стандартов ISO среди субъектов малого и среднего бизнеса заключается в низкой информированности. Следовательно, пока предприниматели «внизу» не владеют информацией, процесс не может сдвинуться с точки.
Многие консультанты, если не все, в унисон вторят, что внедрение стандартов ИСО однозначно пойдет на пользу любому предприятию — повысится эффективность работы и конкурентоспособность, менеджмент предприятия, конечное качество продукции и услуг. Если даже не идти на саму процедуру сертификации, то лишь внедрение стандартов должно произвести очевидные сдвиги. В общем, сплошной позитив.
Кроме того, само правительство сегодня пытается стимулировать предпринимателей внедрять данную систему при помощи выдачи преимуществ в налогах и на тех же тендерах. Но это, к сожалению, не работает. На тендерах, главным критерием для победы, в соответствии с Законом «О госзакупках», является самый низкий уровень цен без какоголибо аудита, мониторинга или контроля и учета качества закупаемой продукции.
Правительство, казалось бы, этим самым хочет уйти от коррупции и якобы сэкономить бюджетные деньги. Однако, как показывает практика, при слабом законе, только стимулирует ее, а казенные деньги выплачивают нечистым на руку дельцам.
История изобилует примерами, когда тендерная комиссия выбирала самый дешевый товар при низком качестве, либо отсутствии такового. К примеру, сегодня в армию поступает товар — обмундирование, провизия и т.д., которые не выдерживают никакой критики. Командование одной из части обратились к экспертам с целью оценки закупаемого обмундирования. Эксперты выяснили, что оно не отвечает никаким стандартам. В подошве сапог были использованы железные гвозди вместо латунных. В результате, гвозди быстро ржавели и подошва отпадала. Командованию части снова пришлось проводить тендер. И так тендер за тендером.
Бывали случаи, когда в поставляемом через тендер в войска нижнем белье были трусы с использованием автомобильной резины.
Тендерная комиссия забирает «откат» (от 5 до 30% от суммы тендера), предприниматель продает неликвидный товар, а страдает, как всегда, налогоплательщик и пользователь этого товара. И что самое интересное, парламентарии и минюст постоянно поддерживают и пропускают коррупцию в законе.
Следовательно, необходимость в соблюдении какихлибо систем качества отпадает автоматически. Правительственная декларация остается декларацией.
Как правило, когда говорят об ISO, сразу предполагают контроль качества в сфере бизнеса, промышленности и т.д. Однако история знает примеры, когда в органах власти — в акимате города Лисаковска (который был объявлен свободной экономической зоной) в свое время внедряли методы работы по системе ISO.
О результатах, к сожалению, не известно, потому что до сертификации дело не дошло. Казахстанские контрольнонадзорные органы, как известно, работают по принципу оценки конечной продукции, притом, что у них не всегда хватает научной и материальнотехнической базы для осуществления контроля. Следовательно, справки продаются с закрытыми глазами. Международная система менеджмента качества оценивает само предприятие и те методы, при помощи которых осуществляется производство товаров и услуг.
В этом заключается основная разница. Из этого вытекает, что казахстанские справки ни от чего не гарантируют, а западные стандарты оценки еще не внедрены в размерах хотя бы одной отрасли.
Для того чтобы сохранить за собой источник доходов, казахстанские государственные сертификационные органы пытаются «переделать» западные стандарты на свой манер. Причем, правила меняются с приходом нового руководителя, чего, в принципе, быть не должно. К примеру, в бытность СССР даже за перепечатку технических стандартов могли даже посадить в тюрьму. Дело в том, что при перепечатке легко допустить мелкую неточность — поставить запятую не в том месте в тех же цифрах, и тогда «фейерверк» обеспечен. Ничего хорошего, естественно, из такой «переделки» казахстанскими чиновниками от сертификации получиться не может, зато рождается гремучая бюрократическая смесь.
В чем же тогда заключается преимущество западных стандартов перед отечественными?
ISO оценивает не конечную продукцию, а качество организации предприятия и производства. Это самый большой участок, потому что сюда входит оценка всего предприятия. Международные стандарты оценивают качество менеджмента, глубину планирования, источники и обеспеченность ресурсами, профессиональный уровень персонала и методы повышения его квалификации, качество работы инфраструктуры, инженерных сетей, оборудования, программного обеспечения, связи. Понятно, что все это должно периодически проходить профилактику, подвергаться ремонту в случае необходимости, и всенепременно находиться в исправном состоянии.
Далее идет оценка организации производственного процесса продукции и/или услуг. Контроль качества конечной продукции является только частью стандартов ISO. Данный контроль включает в себя также и постоянную связь производителя с потребителями. То есть здесь включаются дополнительные рыночные, маркетинговые механизмы, без которых выжить практически не возможно. Другое дело, что маркетинговые исследования являются дополнительными расходами, и предприятие не всегда хочет идти на них.
Третий главный блок ISO направлен на постоянное улучшение, совершенствование и увеличение, как производства, так и конечной продукции. В конечном итоге, только большие объемы проданных товара и услуг влияют на снижение себестоимости и повышения рентабельности. Данный тактический ход также предусматривает, предупреждает и даже упреждает некоторые негативные моменты, к примеру, по части ЧС — пожары, аварии и многое другое, на что влияет пресловутый человеческий фактор. Зачастую легче сказать, на что он не влияет.
В Казахстане сертификационным органом ISO является швейцарская фирма SGS. У этой компании может быть не очень длинная, но достаточно пестрая история жизни в Казахстане. Она хорошо знакома казахстанским предпринимателям. Однажды, еще в бытность Гани Касымова главным таможенником, SGS занималась экспертной оценкой таможенной стоимости товаров на границе.
В связи с деятельностью компании, возник большой скандал, и фирму попросили удалиться. Но, видимо, руководители компании оказались тоже не лыком шиты и затребовали от казахстанского правительства отступные в 5 млн. долларов. И что самое интересное, неуступчивое казахстанское правительство выплатило монету, разумеется, из кармана налогоплательщиков.
Для наглядности развития системы ISO в мире, хотелось бы привести некоторую статистику. По данным РАК, в 2001 году Китай лидировал по количеству выданных сертификатов (10548). Вслед за Китаем по количеству выданных сертификатов следуют Италия (9298), Япония (6700) и Южная Корея (3891). И замыкает пятерку лидеров США — 2008 новых сертификатов. По различным оценкам, в России международными органами по сертификации сертифицировано от 400 до 700 предприятий, еще около 2000 предприятий прошли сертификацию у местных органов власти, на Украине — около 1000.
По сообщению ISO, количество организаций, прошедших сертификацию на соответствие стандартам серии ISO 9000 в 2002 году, увеличилось на 25 процентов (101985 сертификатов) и достигло 510 610 компаний в 161 стране мира.
Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com