Казахстан обращается к российскому опыту экономического реформирования - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан обращается к российскому опыту экономического реформирования

Казахстан обращается к российскому опыту экономического реформирования

Казахстанское и российское экспертные сообщества сделали большой шаг навстречу друг другу и совместному сотрудничеству.

  • 1 Марта 2006
  • 790
Фото - Caravan.kz

Между Торгово-Промышленной палатой (ТПП) Республики Казахстан и Ассоциацией независимых центров экономического анализа Российской Федерации подписана декларация о сотрудничестве.
На пресс-конференции, проведенной по этому поводу 28 февраля, было заявлено, что приоритетными направлениями совместной работы является составление программы по выявлению проблем социально-экономического развития Казахстана.
Президент ТПП Аблай Мырзахметов назвал этот проект попыткой взгляда на гражданское общество глазами экономиста.
— Независимое экспертное сообщество двух стран выскажет свое мнение, без каких-либо политических пристрастий, по таким вопросам, как проблемы теневой экономики, вопросы мегахолдингов, их монополии и роли в экономике, как интегрировать малый и средний бизнес с ними, то есть, какова ответственность и роль этих холдингов в экономике. Будет проанализирована судебная система как гарант института частной собственности, который, в свою очередь, является основой для построения гражданского общества. Мы затронем и проблемы рынка труда, человеческих ресурсов, миграции и демографии. Все это достаточно серьезные и большие блоки, по ним мы на первом этапе проанализируем создавшуюся в стране ситуацию, подготовим рекомендации и потом уже, приступим к разработке конкретных программ, которые представим общественности и правительству, — заявил г-н Мырзахметов.
Причем изучаться все эти проблемы и вопросы будут не только с точки зрения экономики, а через призму интересов развития гражданского общества.
С российской стороны, как уже было отмечено, декларация подписана Ассоциацией независимых центров экономического анализа. Это весьма авторитетная неправительственная организация, представляющая собой широкое экспертное сообщество. В Ассоциацию сегодня входят пятьдесят три института.
Некоторые ее эксперты даже уходят на работу в правительство. Сама Ассоциация и объединенные ею центры анализа работают с правительством, деловым сообществом и организациями гражданского общества чтобы, по словам Александра Аузана, президента Института национального проекта «Общественный договор», «вырабатывать открытые рекомендации по проведению той или иной политики».
Основными целями проекта названы: организация экспертных консультаций относительно развития экономики Казахстана; обзор сектора теневой экономики; деятельность НПО и объединений бизнеса; анализ стратегических проблем и задач социально-экономического развития республики.
— Главная работа, которая будет делаться для того, чтобы в Казахстане открылись какие-то новые, общественно-приемлемые направления развития, будет делаться, конечно, не в российском экспертном обществе: мы поможем консультациями, методиками, проведем семинары в МГУ, проведем лицензирование тех программных предложений, которые выявляются, — заметил г-н Аузан.
В целом работа должна быть завершена к 1 июля. Российский эксперт отметил, что для него и его коллег эта работа интересна и с точки зрения изучения Казахстана и его опыта реформирования, учитывая, что некоторые реформы в республике опередили аналогичные российские. Например, была названа реформа пенсионной системы, введение пенсионно-накопительного принципа ее работы.
Александр Аузан является носителем экспертного опыта реформирования не того типа, к которому привыкли в республике. Это не новаторство через административные механизмы административными же методами, а поиск иных методов воздействия на эти процессы. Показателен пример, приведенный им в ходе пресс-конференции. В результате проекта изучения (на опыте 84 стран) причин, сильнее всего влияющих на такой показатель, как валовой национальный продукт на душу населения, оказалось, что политика правительств «виновата» на него в два раза меньше, чем качество правил, по которым живут люди. То есть, влияют не формальные, предписанные правила и законы, а неформальные отношения. И именно комплексное воздействие на институциональном уровне способно изменить ситуацию.
Насколько это возможно в наших условиях показать, реально может только практика, но ее ждать теперь недолго. В любом случае казахстанское экспертное сообщество, хотя бы и на уровне теории, получит весьма полезный опыт.