Но они, как всегда, молчат. Хотя, когда начнутся сокращения, а потом нагрянет аттестация, заплачут и закричат…
Категория высшего бреда
Отчего будущее учителей видится так мрачно? Оттого, что все, кто имел высшую и первую категорию и соответствующие зарплаты, согласно новому положению вынуждены будут распрощаться как с категориями, так и с зарплатами.
В новую аттестацию заложены нормы, которые не оставляют учителям никаких надежд. Например, чтобы получить высшую категорию, нужно чтобы учитель подготовил ученика — победителя республиканских олимпиад. В принципе, такие ученики действительно есть, но их в республике всего пять — шесть! Соответственно только шесть учителей в стране смогут получить высшую категорию и более-менее приличную зарплату. Чтобы получить первую категорию нужно по аналогии подготовить ученика, победителя городских олимпиад. Таких учителей будет чуть больше. Все остальные учителя будут аттестованы по второй категории. Что это значит? Педагогическое мастерство у них не ухудшится, а вот зарплата уменьшится на 30-40 процентов.
Правда, Министерство образования очень так по-отечески позаботилось о своих педкадрах и оставило им еще один шанс остаться на высоте. Самые высокие категории будут присуждаться еще и тем, кто напишет учебник, рекомендованный как основной для учебных заведений. Если учесть, что в наших школах изучается от 12 до 16 предметов, то счастливчиками окажутся еще 16 человек на всю республику!
Для тех, кто не видит большой проблемы во всех этих категориях, старожилы системы образования говорят, что в 90-х годах педмастерство выражалось не в категориях, а в разрядах. Самым высоким разрядом считался 14-й. Это была высота, к которой люди стремились и которую достигали, заслуженно получая за профессионализм финансовое вознаграждение. Нынче, с введением аттестации, (языком разрядов) основная масса учителей будет иметь самый низкий 11-й разряд. Однако защищать учителей и отстаивать интересы школы некому.
Интересно, что Министерство образования одним махом лишило возможности получить первую и высшую категории учителей начальных классов. Их воспитанники не принимают участие в олимпиадах самых высоких рангов, значит, какими бы профессионалами они не были, сколько бы лет в школе не проработали, высшей категории им не видать, как собственных ушей. Только в одной Алматы армия «лишенных возможностей» учителей составит около трех тысяч.
Вот такие прогнозы. С такими перспективами директора школ уже сейчас ожидают массовый отток учителей. И тем более странным на фоне этой проблемы выглядит заявление министра образования господина Кулекеева о сокращении учителей пенсионного возраста, которые якобы занимают места, на которые жаждут прийти молодые педагоги. Кто ему внушил эту мысль? Где он видел столько «новеньких» учителей?
Старый учитель лучше двух новых
Я обзвонила несколько школ, задавала директорам один и тот же вопрос: как много в ваших рядах работает пенсионеров и учителей предпенсионного возраста? Все, как сговорились, отвечали, что пожилые учителя составляют от 40 до 70 процентов учительского состава, и что если их сократят, работать в школах будет некому.
В одной школе рассказали удивительную историю про 72-летнего учителя биологии, который уволился из школы три года назад. Все эти три года школа искала нового учителя, но так и не нашла достойной замены. Мораль сей басни такова: молодых учителей в Казахстане нет, а хороших учителей среди молодых — и подавно. Некоторые директора школ говорили о том, что у них есть такие учителя (конечно же, в возрасте), которых они ни за что на пять молодых не променяют. Как министерство решило их уволить, на каком основании? А если директора их не послушают, что будет? В конце концов, у пенсионеров по конституции тоже есть право на труд. Кстати, многие директора школ говорят, что министерство взявшись чистить ряды учителей, явно занялось не своим делом. Всегда и везде вопросами подбора кадров занимались директора школ лично. И вообще, откуда вдруг взялась проблема?
Оказывается, проблема «устаревших» кадров действительно имеет место быть в системе образования. В школах работает 40300 учителей в возрасте от 51 до 60-ти лет. Но, как говорят сами учителя и директора школ, ни одного слабого уставшего или больного учителя директора держать не будут. Учителя, которые не могут больше работать в школе, сами уходят, иных (не очень современных) увольняют. На дворе рынок и никто никого на поруки не берет, профсоюз тоже ни за кого не ходатайствует. Так что в школах случайных людей нет, рынок не очень смотрит на возраст, ему нужно качество. Тем не менее, в министерстве вдруг возникла мысль о том, что молодые люди не идут в школы потому, что старики не освобождают им места.
Недозревшие кадры
А давайте представим, что будет, если эти места завтра освободят? Откуда министерство намеревается черпать новые силы для школ? Оказывается, уже в этом году в Казахстане было открыто 5 педагогических институтов, которые будут готовить кадры для школы. Однако эти вузы еще надо закончить! То есть раньше чем через пять лет в школу новые учителя не придут. А опытные директора ерничают, (или честно говорят), что даже если они и придут, то это не значит, что их примут на работу. Из тех (из молодых), кто сегодня пытается попасть в школы на работу, берут единицы. Но они не выдерживают испытательного срока. Так вот, молодой кадр, чтобы адаптироваться, чтобы получить опыт и показать свое мастерство, должен проработать в школе еще 3-5 лет. Только тогда можно уверенно говорить, что достойная смена подросла, имеется в наличии и может свободно заменить пенсионеров. Но пусть она сначала подрастет. Пусть вузы действительно подготовят учителей нового поколения. Они же на сегодня, со слов администрации школ, готовят учителей вчерашнего дня. Они могут поговорить с учениками о жизни, но абсолютно не знают своего предмета.
И еще. Есть версия, что избыток учителей (что маловероятно, но тем не менее) все же существует. Но не в больших городах. Например, в Талдыкоргане, где рынок рабочих мест сильно ограничен, молодым учителям некуда себя девать — только идти в школу. Вот они туда и идут. Приблизительно такая же картина вырисовывается и в селах. Там школы стали чуть ли не единственным местом работы, куда еще можно устроиться и получать зарплату. Остальное население вообще сидит без денег и без работы. Возможно, именно в селах проводы учителей на пенсию с целью трудоустройства молодых кадров будет считаться оправданным. Во всех остальных случаях сокращение учителей-пенсионеров и учителей предпенсионного возраста выглядит кощунственно и гадко.
Впрочем, это не первая акция министерства, от которой никто не ждет ничего хорошего.