Ситуация в Тибете из-за проведения массовых акций протеста на пути следования Олимпийского огня, стала не только актуальной, но и одной из обсуждаемых тем на самом высоком политическом уровне.
Об участии в Олимпийских играх пытаются рассуждать многие политические лидеры, пытаясь с одной стороны привлечь на свою сторону дополнительные голоса электората, а с другой — извлечь из сложившейся ситуации какую-либо выгоду.
При этом сами Олимпийские игры в очередной раз становятся предметом торга и политических манипуляций.
Бойкотировать немодно, модно выступать с заявлениями
Оценивая позиции стран мира по отношению к Олимпийским играм, можно с большой долей вероятности говорить что времена, когда целые страны бойкотировали участие в Олимпиаде, канули в лету.
Вряд ли сейчас можно ожидать от какой-либо страны действий, отмеченных на Олимпиаде 1980 года в СССР. Напомним, что тогда около 65 государств (включая США, Германию и Японию) отказались принять участие в Олимпиаде, в связи с началом Москвой военной кампании на территории Афганистана.
Однако на сегодняшний день политические лидеры разных стран по-своему выразили свой протест.
Так, принц Чарльз (Великобритания) не будет участвовать в церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине. Премьер-министр Англии Гордон Браун также заявил, что намерен пропустить церемонию открытия Олимпийских игр и планирует прибыть на церемонию закрытия.
О своем отказе от участия в церемонии открытия Олимпийских игр заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Позже аналогичную позицию заняли премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Чехии Вацлав Клаус.
Президент Франции Николя Саркози хоть и не сделал заявления, но дал понять, что при определённом развитии ситуации он готов отказаться от участия в церемонии открытия Олимпиады.
Норвегия, в лице министра по делам культуры и церкви Тронда Гиске также решила не отставать от своих европейских соседей. Так, по заявлению Тронда Гиске, который должен представлять норвежское правительство на Олимпиаде, Норвегия, возможно, откажется от участия в церемонии открытия Олимпийских игр в Китае в знак протеста против «нарушений прав человека и насилия в Тибете».
По итогам прозвучавших заявлений, становится очевидным, что Европа хочет воспользоваться возможностью оказать давление на Китай в связи с ситуацией в Тибете. Вместе с тем действия практически всех политических лидеров носят популистский характер и направлены в большей степени на привлечение внимания к своей стране и своей персоне.
Во-первых, если бы главы государств решили бы реально воздействовать на Китай, то они бы действовали не разрозненно (как на сегодняшний день), а консолидировано. Однако единого заявления так и не было сделано, а разовые выступления оказались малоэффективными.
Во-вторых, практически все лидеры, заявившие о своем неучастии на церемонии открытия Олимпийских игр, выступали от своего имени, не призывая сборные своих стран бойкотировать Олимпиаду в Китае!
Это, в свою очередь, показывает половинчатость и незавершенность мер, которые по определению не могут привести к ожидаемым результатам.
Кроме того нужно учитывать, что в настоящее время никто на Западе не заинтересован в распространении синдрома Косово даже по отношению к Китаю, так как многие понимают, что следующей страной с аналогичным «Тибетом» может стать любая европейская страна, в том числе и та, которую они возглавляют.
Но раз есть возможность заявить о себе, то ее никто не упускает, тем более, когда дело касается события мирового масштаба, коим являются Олимпийские игры.
Олимпийские игры как инструмент большой политики
Факт использования Олимпийских игр в большой политике не является новаторством, а потому не может претендовать на свою оригинальность. Практически вся история XX века пестрит политическими манипуляциями, связанными с участием разных стран в Олимпийских играх. А олимпийская клятва, в которой участники от имени всех спортсменов обещают, что будут участвовать в Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд, на сегодня является лишь данью времени.
Давайте рассмотрим несколько примеров, на основе которых можно судить насколько мероприятия проводились «…в истинно спортивном духе и во славу спорта…».
Так, первые зимние Олимпийские игры 1924 года во Франции (г. Шамони) проходили без участия Германии. Французские власти, считавшие Берлин инициатором Первой Мировой войны, использовали свое влияние в Международном Олимпийском Комитете, чтобы заблокировать приглашение Германии.
Олимпийские игры 1948 года, проходившие в Англии также имели свою политическую окраску. Тогда не получили приглашение Германия и Япония — страны, являющиеся инициаторами Второй Мировой войны.
Просматривая календарь Олимпийских игр за всю историю их существования, можно предположить, что только первые игры были вне политики, в то время как проведение игр в наступившем XXI веке не представляется без политической интриги.
Что касается возникшего ажиотажа по отношению к Китаю, стране, которая является организатором Олимпийских игр — 2008, и которая применила против своих граждан оружие, то и здесь истории свойственно в общих чертах повториться.
Так, в роли ассоциации напрашиваются Олимпийские игры 1968 года в Мексике. Там за несколько дней до начала Олимпиады военные применили оружие против мирных граждан, в результате погибло около 300 мирных демонстрантов. Студенты, а затем и поддержавшие их профсоюзы подобным образом выражали протест политике США в Латинской Америке. А Олимпийские игры были инструментом для привлечения внимания мирового сообщества. Однако никаких санкций к организаторам Олимпийских игр не было применено. Руководство Международного олимпийского комитета (МОК) заявило, что это внутреннее дело Мексики, и данный инцидент не должен повлиять на Олимпиаду.
В Китае наблюдается схожая ситуация. На территории страны-организатора Олимпийских игр происходят демонстрации, плавно переходящие в массовые волнения. А далее, как и 40 лет назад — применение силы воинскими подразделениями против своих граждан. Вполне вероятно, что и реакция руководства МОК будет аналогичной позиции комитета 1968 года.
Вместе с тем единственное отличие в случае с Китаем — демонстрации единомышленников в странах следования олимпийского огня. Но это скорее дань эпохи глобализации, когда Запад больше волнуют проблемы Востока, нежели свои внутренние противоречия.
Резюмируя, можно утверждать, что Пекин и дальше будет продолжать подготовительные мероприятия по обеспечению Олимпийских игр на своей территории.
Ясно, что Тибет — лишь эпизод в истории как Китая, так и Олимпийских игр. Однако пока ситуация в китайских провинциях будет привлекать к себе внимание международной общественности и СМИ, политики разных уровней будут использовать ее в качестве инструмента для достижения своих целей.
Фото с сайта http://www.lenta.ru