Пока язва не грянет - американец не перекрестится? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пока язва не грянет - американец не перекрестится?

Пока язва не грянет - американец не перекрестится?

Международное соглашение о запрете на биологическое оружие было подписано 10 апреля 1972 года.

  • 9 Апреля 2008
  • 1396
Фото - Caravan.kz

Казахстан присоединился к основным международным режимам нераспространения оружия массового поражения, а также материалов, технологий и оборудования для его создания только после провозглашения своей независимости.
Исходя из подписанных в 1996 году поправок к соглашению между министерством обороны США и министерством науки и новых технологий Казахстана, в г. Степногорске должна была быть полностью ликвидирована инфраструктура производства биологического оружия.
И уже почти 9 лет минуло с тех пор, как американцы взялись за конверсию Степногорского биотехнологического комплекса.
Однако, потеряв завод, стоивший около миллиарда долларов, имевших блестящих специалистов и перспективу стать ведущим предприятием в области мирной биоиндустрии, Степногорск взамен от дяди Сэма получил, по сути, фигу с маслом. Плюс потенциальный источник инфекционного заражения.
Мертвые голуби. Опасные прятки
Ломать — не строить. Меткая народная мудрость в очередной раз доказала свою правоту. Американская сторона окончательно так и не ликвидировала корпус №231. Правда, изъять все технологическое оборудование предварительно не забыла.
Сейчас от легендарного корпуса, где производилась «летающая смерть» остался только остов, «скелет», который по-прежнему находится под охраной и является на много лет зависшим жирным знаком вопроса в американо-казахстанских отношениях.
Вместе с главным инженером АО «Биомедпрепарат-инжиниринговый центр» Олегом Волковым мы проверяем заброшенное здание, которое выглядит натуральной декорацией к фильму ужасов — облупленные стены, полуразбитые окна, длинные коридоры с гуляющим ветром и …мертвые голуби. Говорят, птички погибли потому, что не смогли выбраться наружу из сложной системы комнат большого здания, а может, и по какой другой причине.
Одна часть корпуса находится в критической стадии саморазрушения: на стыке стен зияют довольно крупные щели, кое-где выпали куски кирпичной кладки. АО «Биомедпрепарат-инжиниринговый центр» ведет систематическое наблюдение за техническим состоянием здания и о результатах информирует вышестоящее руководство. «Я уже сам боюсь здесь ходить, — признается мой провожатый, — вот здесь лучше вообще не стойте, вон какой кусок валяется!».
Мы взбираемся на крышу здания по лестнице довольно сомнительной прочности. «Так и не нашли применения этому зданию, хотя многие предприниматели приезжали посмотреть. Оно ведь было построено с учетом специфики назначения. Отопление было паровое. А идея разместить здесь производство таблеток нам сразу же показалась бесперспективной. Ведь малейшей огласки было бы достаточно, чтобы лишиться всех желающих покупать фармпродукцию, изготовленную на месте производства бацилл сибирской язвы», — продолжает Олег Волков.
Заходим туда, где когда-то стоял агрегат по производству бактериологического оружия. Просторное помещение размером с зал степногорского центрального дворца культуры. Аж не по себе становится, когда думаешь, что когда-то оно было «сердцем» всего засекреченного биокомплекса, «святая святых», о котором знали только единицы посвященных.
На всякий случай, стараюсь не коснуться случайно стен…
Демонтированные соседние здания-близнецы, прежде чем закопать покрыли специальной защитной пленкой и несколькими слоями глины. На здание №231 тоже есть составленный проект разборки, который, увы, пока так и остался невостребованным.
Аукнется ли нам когда-нибудь мрачное прошлое или нет, остается только гадать. Инфекция, которую выращивали в этих помещениях, может жить до 100 лет.
А вот желание содержать специальную охрану для этого корпуса может оказаться совсем не таким долговечным. Месячные расходы на охрану для предприятия «Биомедпрепараты» выливаются минимум в 600 000 тенге. Но без нее здание тут же станет жертвой мародеров, готовых поживиться любым строительным материалом.
Что будет со зданием через 5-10 лет? Сложно ответить. Как поведут себя строительные конструкции, когда начнется его несанкционированная разборка населением близлежащих поселков? Сколько при этом будет исковеркано жизней?
Подобная статистика у нас не ведется, а не мешало бы. Почти во всех регионах гибнут люди, пытаясь разобрать самостоятельно промышленные строения. Придет время, когда из-за ненадежности строительных конструкций нельзя будет приступить к разборке здания. Что делать тогда?
Для справки: здание № 231 длиной — 54 м, шириной — 70,5 м, высотой — 35,2 м. Строительный объем — 95 060 куб.м.
«Кидалово» по-крупному
Одним из основных пунктов Межправительственного соглашения была конверсия Степногорского биокомплекса, т.е создание производства и рабочих мест. В последние годы на действующем оборонном предприятии АО «Биомедпрепараты» числилось около 600 человек. Сейчас же в штате предприятия наследника лишь 62 человека.
Из старых сотрудников остались единицы, а большинство крупных ученых Степногорск потерял навсегда.
«Мы в настоящее время все еще ведем переговоры с американской стороной, и надеемся на успешный исход, так как казахстанской стороной все обязательства были выполнены в полном объеме», — говорит президент АО «Биомедпрепарат-инжиниринговый центр» Дархан Балпанов.
Предприятие-«наследник» биокомплекса сейчас налаживает работу коммерчески выгодного проекта мирной биологии, который буксовал в течение нескольких лет.
Увы, это далеко не прежний уровень. Но даже для него нужно, чтобы американцы наконец-то начали выполнять свои обязательства хотя бы в плане обещанного когда-то финансирования.
Как из песни слов не выкинешь, так и завод по производству биологического оружия навсегда вписан в летопись моего города. Он есть, пусть даже и в прошедшем времени. Так и хочется добавить: к счастью в прошедшем, увы, в прошедшем. Потому как человек разумный, с одной стороны, я объективно отдаю себе отчет, что жить рядом с таким чудовищем — безумие. А с другой, именно благодаря нему город в свое время имел особый статус, постоянный приток блестящих специалистов и расцвет инфраструктуры.
Американцы, желая того или нет, помогли поставить жирный знак равенства между Степногорском и провинцией…

Фото с сайта http://mignews.com.ua