Живая вода становится мертвой - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Живая вода становится мертвой

Живая вода становится мертвой

Для Казахстана проблема питьевой воды, а также ее качества, обостряется с каждым годом.

  • 29 Декабря 2003
  • 6292
Фото - Caravan.kz

По данным НПО «водные ресурсы и охрана окружающей среды», сегодня в Казахстане уже отсутствуют источники и водоемы, из которых можно использовать воду без предварительной очистки. Из 44 обследованных водных объектов чистыми названы только 9 рек, 2 озера, и 2 водохранилища.
Самые крупные водные артерии Казахстана — Иртыш, Или, Сырдарья, Урал — подвержены постоянному химическому и бактериальному загрязнению.
При этом каждый второй житель вынужден использовать для питья такую воду.
Всего же в Казахстане выявлено 136 «водных проблем», ведущих нас к экологической катастрофе. По мнению экспертов, Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ по обеспечению водными ресурсами; Казахстан — «государство, где есть люди, не имеющие доступа к безопасной питьевой воде»; в республике низкий уровень технического обеспечения водохозяйственных объектов; у нас несовершенна законодательная база, и принятие Водного кодекса поможет лишь частично решить те многочисленные проблемы, которые скопились в стране за последние десять лет.
Наиболее трудноразрешимой экологической и экономической проблемой, препятствующей устойчивому развитию Казахстана, является нехватка пресной воды. По водообеспеченности Казахстан занимает последнее место в СНГ в расчете на душу населения. Ресурсы поверхностных вод республики в средний по водности год составляют 100,5 км3. Из них только 56км3 формируются на территории Казахстана. Дефицит водных ресурсов в средний по водности год составляет 6.,6 км3.
Увеличение водозаборов соседними государствами создают кризисные ситуации в бассейнах трансграничных рек нашей республики. Вместе с тем нерациональное использование водных ресурсов на орошение и в промышленности внутри страны приводит к их истощению и требует оптимизации управления.
Субъективными причинами нарушения гидрологического режима водных источников являются большой объем безвозвратного водопотребления, нерациональное использование в сельском хозяйстве, промышленности и коммунальном секторе, неотрегулированность отношений в вопросах вододеления с соседними странами, хозяйственная деятельность в зонах формирования стока.
Предполагаемый забор воды Китайской республикой из реки Черный Иртыш в объеме около 2 км3, что составляет 20 % среднегодового стока реки, может крайне отрицательно повлиять на экологическую ситуацию в бассейне Иртыша, которая и без этого оценивается сейчас как весьма неблагополучная.
Уменьшение стока и ухудшение качества воды реки Иртыш представляет собой серьезную опасность для мирового сообщества, как потенциальный источник загрязнения Мирового океана, поскольку Иртыш является транс граничной рекой и притоком реки Обь, которая впадает в Северный Ледовитый океан.
По данным НПО «Водные ресурсы и охрана окружающей среды»
в Атырау эпидемиологи обнаружили в пробах воды из реки Урал вибрион холеры, особо опасны для человека. Медики констатируют, что это так называемый вирулентный тип. По словам начальника Атырауской противочумной станции Сатыбалды Хамзина, на этот раз возбудителя холеры нашли в двух местах.
Впервые холерный вибрион попал в Урал в 50-е годы. Он был завезен в Атырау из Индии через страны Центральной Азии. Тогда в результате эпидемии погибло много людей. Несмотря на довольно суровые зимы в этом регионе, холерный вибрион время от времени активизируется. Врачи предполагают, что в этом году холера появилась после весенних паводков, когда были затоплены захоронения людей умерших от холеры десятки лет назад.
О страшной находке были экстренно извещены санитарные врачи и областной акимат. После проведенного совещания в городе были предприняты беспрецедентные меры по профилактике возможной эпидемии. Начали свою работу областной и городской штабы чрезвычайной противоэпидемической комиссии. В городской инфекционной больнице было подготовлено отделение на случай поступления заразившихся холерой людей. По словам врачей, усилен контроль за заболеваемостью острыми кишечными инфекциями, по симптомам схожими с холерой. В городе введен запрет на купание в реке Урал. Бригады медицинских работников совместно с полицейскими все лето объезжали пляжи, убеждая людей их покинуть. Но как только бригада уезжала, несмотря ни на что, дети, а зачастую и взрослые, вновь входили в воду, хранящую страшную болезнь.
Но самый высокий показатель загрязненности воды в республике, по последним данным — все же в Кызылординской области.
По словам Тулегена Сарсембекова, председателя НПО «Водные ресурсы и охрана окружающей среды», для Казахстана эта проблема стоит достаточно остров силу рассредоточения населенных пунктов, промышленного загрязнения. Это уже переходит национальные рамки.
При таком уровне загрязнения воды в нашей республике до сих пор большинство областных центров, например Кокшетау, Уральск, Петропавловск, Костанай, не имеют комплексов очистных сооружений. А накопители сточных вод испытывают двойные перегрузки. Да и сами системы водоснабжения требуют реконструкции или полной замены. По словам представителей городских водоканалов, системам водоснабжения, которые сегодня эксплуатируются по всему Казахстану, уже по тридцать- сорок лет. Сроки их эксплуатации давно уже истекли. Пока же ученые и руководители водных ведомств размышляют над тем, как привести в порядок водные сети, износ большинства водопроводов, действующих в Казахстане, составляет 70 процентов. По словам Кенеса Оспанова — заместителя главного государственного врача РК: «Сегодня срок эксплуатации практически всех водопроводов в республике истек и нужно срочно строить новые».
Сейчас в Казахстане действует 2600 водопроводов, тогда как в 1997 году их число составляло более 3000. Каждый четвертый действующий водопровод, по данным Республиканской санэпидемстанции, не соответствует санитарным нормам.
В частности, в Восточном Казахстане в результате превышения нагрузки на очистные сооружения в два три раза, недостаточно очищенные сточные воды (БПК 5- 5,1 ПДК, азот аммонийный -174 ПДК, цинек-3,1 ПДК, нефтепродукты — 5ПДК) попадают в Иртыш. С дренажной водой из отвала в реке Ульба (приток Иртыша) ежегодно сбрасывается 500 тонн цинка, 10 тонн меди и 3 тонны кадмия. Река Ишим питает систему магистральных водопроводов общей длиной 12 тыс. километров (около 600 населенных пунктов), поэтому качество воды здесь особенно приоритетно. Характерными загрязняющими веществами являются нефтепродукты (до 50 ПДК, медь 28 ПДК, фенолы 6 ПДК. Есть данные о повышении ПДК кадмия в 2-3 раза в водопроводной воде города Петропавловска, в Южно-Казахстанской области из-за недостаточной мощности очистных сооружений (197 тыс. м3 при фактической нагрузке 300-350) происходит сброс неочищенных сточных вод из Буржанского накопителя в реку Бадам. В 1996 году сброшено 68 тонн загрязняющих веществ.
Напряженную экологическую ситуацию во многих регионах вызывает радиоактивное загрязнение земель. Так при добыче нефти в Западном Казахстане на 22 наиболее крупных месторождениях выявлены 267 участков радиоактивного загрязнения выбрасываемыми на поверхность пластовыми водами. Мощность радиоактивного излучения от содержащихся в них радия и тория составляет около 100 — 170 мкр/ час.
Общая численность жителей, подвергшихся облучению составляет около 100 тыс человек.
Происходит накопление радиоактивных отходов при добыче и переработке урановых руд в виде отвалов горных выработок, хвостохранилищ. В более 100 местах хранения сосредоточено около 80 тыс. источников ионизирующего излучения, требующих захоронения.
В Казахстане существуют локальные проблемы, загрязнения подземных вод, которые могут перерасти в региональные, если не принять экстренных мер. В Семипалатинской области накопившийся в подземных водах в районе военного аэропорта керосин (около 6460 тонн на площади 42 гектара) может попасть с потоком подземных вод в реку Иртыш и привести к экологической катастрофе в нижнем течении реки, в том числе и в России. В Павлодарской области обнаружено загрязнение подземных вод 900 тоннами ртути на площади 50 гектаров. Ситуация может усугубиться. Под цехом ртутного электролиза Павлодарского АО «Химпром» скопилось огромное количество ртути — более 1000 тонн, такое количество ртути может привести к катастрофе в нижнем течении реки. Ртуть, как утверждают экологи и гидрологи, двинется по направлению к Иртышу. В случае попадания ртути в Иртыш пострадают жители Алтайского края и Омской области. Последние предположили помочь закупить за 380 тысяч долларов шведскую установку по ликвидации ртутных загрязнений.
Очень приятно, что россияне предлагают финансовую поддержку в таком важном деле, однако казахстанские ученые уже больше года назад создали на базе Алматинского института металлургии уникальную установку по очистке почвы и воды от ртути. Непонятно почему эта установка до сих пор простаивает без
дела. Однако пока ничего не сдвинулось и завод в Павлодаре борется с бедой своими силами.
Это далеко не единичный пример доказывающий, что Казахстан является экологически уязвимым государством с экономикой переходного типа. Не сегодня-завтра выйдя в десятку законодателей моды в энергетическом клубе, Казахстан рискует остаться экологически грязной провинцией мира. Если стихийная борьба «зеленых» за экологически чистые производства не превратит в планомерную и достаточно финансируемую работу государства.
Что есть «экологически чистые производства»? Этот термин введен организацией ЮНЕР в 1989 году, когда началось осуществление Программы экологически чистого производства в странах Центральной и Восточной Европы.
К счастью жители Казахстана не одиноки в решении проблем по обеспечению водой засушливых регионов, а также по улучшению качества питьевой воды. Правительство республики уделяет проблеме водоснабжения первостепенное внимание. С течением времени сотрудничество с всемирным банком развития, с международными организациями и фондами несомненно даст положительный результат.
А пока, всем казахстанцам необходимо пересмотреть и полностью заменить свое отношение к бесценному дару природы — пресной воде.