Следы предков теряются в новом столетии - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Следы предков теряются в новом столетии

Следы предков теряются в новом столетии

На прошлой неделе в Алматы состоялась первая международная научно-практическая конференция, на которой обсуждался один из главных вопросов современности - как сохранить историко-культурную среду.

  • 17 Мая 2004
  • 1186
Фото - Caravan.kz

В Казахстане имеется свой опыт по сохранению памятников и древних архитектурных комплексов. Но, к сожалению, он не всегда удачен. На фоне заботливого отношения к истории иногда наблюдается непрофессиональный подход, из-за чего гибнут уникальные объекты.
В принципе, специалистам Научно-исследовательского и проектного института памятников материальной культуры, есть чем гордиться. Благодаря их стараниям идет активная работа по приданию особого статуса некоторым памятникам архитектуры, расположенным на территории Казахстана. Наконец в прошлом году мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, что находится в Туркестане, был включен в Список Всемирного Наследия. Возможно, в ближайшее время в этот же почетный список будет занесен и археологический комплекс Тамгалы (Алматинская область): его досье-номинация уже успешно завершена и международные эксперты, побывавшие в Тамгалах, авторитетно подтвердили, что этот объект представляет собой мировую значимость. Почему любому историческому комплексу важно попасть в Список Всемирного наследия? Во-первых, это престижно, во-вторых, дает специалистам основание надеяться, что государство будет предпринимать особые усилия по сохранению таких памятников.
Но это далеко не все. Сейчас специалисты института заняты консервацией древнего городища Отрар в Южно-Казахстанской области. В прошлом году основные объемы консервационных и археологических работ на Отрар-тобе были выполнены, а сейчас идет сбор и систематизация материалов для составления мастер-плана, который предполагается для номинации археологических памятников всего Отрарского оазиса. В прошлом году успешно начат грантовый проект ЮНЕСКО «Петроглифы Центральной Азии».
Институт выполняет комплекс работ: от изучения и выявления подобных памятников до их реставрации и консервации с применением собственных технологий производства древних строительных материалов и консервационных составов.
Обследовано и поставлено на списочный учет около 18,5 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры и искусства, из них паспортизировано 13,5 тысяч. Выполнены историко-архитектурные и градостроительные опорные планы и проекты зон охраны исторических городов Казахстана.
За последние пять лет за счет средств, выделенных из республиканского бюджета, выполнен большой объем работ по научным исследованиям, разработке проектов и реставрации исторических объектов древних городов Туркестана и Тараза, в рамках подготовки и проведения их юбилеев. Собственными силами института отреставрированы мавзолеи Алаша-хана и Жошы-хана в Карагандинской области, скальная мечеть Бекет-Ата в Мангыстауской области.
На этом оптимизм иссякает. Не все гладко в деле сохранения памятников. Как считает директор института Айдар Конусбаев, в стране сложилась порочная практика: средства в первую очередь выделяются на саму реставрацию, а не на научные исследования. Поэтому проектно-сметную документацию приходится составлять в спешке, в очень сжатые сроки, что в итоге негативно сказывается как на самом проекте, так и на реставрационных работах.
Он постоянно говорит о том, чтобы на любом археологическом памятнике не начинали производить никаких ремонтно-реставрационных или консервационных работ без предварительных исследований, разработки и утверждения адекватных технологий, планов и проектов, но его предпочитают не слышать.
И вот только один красноречивый пример. В 2002 году Республиканскому ремонтно-строительному и реставрационному управлению были выделены финансовые средства на реставрацию мавзолея Арыстанбаб, что находится в Южно-Казахстанской области. Реставраторы к замечаниям и предложениям института не прислушались, комплексный проект инженерной реставрации разработан не был, и потому результаты трехмиллионных вложений (слава Богу, в тенге!) плачевны: уже сегодня реставрацию нужно проводить заново.
Кроме того, многочисленны примеры разрушения памятников, вскрытых археологическими раскопками. В стране ведутся масштабные раскопки, на это выделяются десятки, сотни миллионов тенге, а на консервацию этих объектов, их музеефикацию государство не дает ни тиына. Такая культурная политика может привести к полной утрате конкретных памятников и нанести непоправимый ущерб историческому и археологическому наследию страны.
И даже в программе «Культурное наследие» закреплены эти тенденции, но ведь важно не только найти «следы предков», но и сохранить.
Кроме того, в Казахстане пока еще не определили свое отношение к недавнему прошлому. Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения был утвержден постановлением Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38, то есть более 20 лет назад. В этот список было включено 205 объектов культурного наследия, в том числе памятники монументального искусства, связанные с именами вождей советской эпохи: Ленина, Калинина, Кирова, Куйбышева. Списки памятников истории и культуры местного значения, в которые занесено 8000 объектов культурного наследия, были утверждены в 70 — 80-х годах прошлого века решениями местных исполнительных органов власти. Сейчас настали совершенно другие времена и, естественно, надо обновлять государственные списки памятников истории и культуры республиканского и местного значения, но новые критерии определения ценности объектов культурного наследия пока не разработаны.
Итак, какие проблемы предстоит решить государству в сфере охраны памятников истории в ближайшие годы?
— Во-первых, необходимо создать единый государственный орган Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия, — говорит Айдар Конусбаев. — Во-вторых, необходимо упорядочить вопросы приемки выполненных научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ по объектам, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, заказчиком по которым выступает Министерство культуры. В последние несколько лет акты на выполненные научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы подписывались руководством бывшего Комитета культуры на основании лишь визы работников отдела финансов и экономики.
Естественно, они не являются специалистами в области проектирования и реставрации памятников и не могут учесть всей специфики и нюансов научно-реставрационного дела. Отсюда возможны ошибки в объемах, стоимости и качестве работ. Считаем целесообразным, чтобы, наряду с финансистами, в приемке выполненных работ непосредственно на объектах принимали участие и ответственные работники управления культурного наследия, музеев и библиотек министерства, как это было в прежние годы. Только тогда можно будет говорить о том, что мы все сделали для сохранения исторических памятников, а государственные средства, которых всегда не хватает на подобные цели, были использованы эффективно.