Центральная Азия и террористические организации - год 2004 - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Центральная Азия и террористические организации - год 2004

Центральная Азия и террористические организации - год 2004

По окончанию военных действий на территории Ирака внимание миро-вой общественности было направлено на реконструкцию и развитие эко-номики, инфраструктуры, поиск межнационального согласия в данной стране. При этом за полем зрения осталась Центральная Азия, которая каждый год с началом летнего времени становится объектом пристально-го внимания со стороны террористических организаций.

  • 4 Августа 2004
  • 2595
Фото - Caravan.kz

Вряд ли 2004 год станет исключением. Длительное молчание террористи-ческих группировок в Центральной Азии не означает прекращение их деятельности в регионе. Этот момент наоборот должен насторожить, так как за это время можно было не только разработать новые планы прове-дения военных операций в регионе, но и произвести рекрутский набор и обучить новобранцев азам военной науки в области ведения партизанской деятельности с элементами подрыва жилых зданий и административных комплексов. В настоящее время мало что изменилось по отношению с 2000 годом, когда вооруженные бандформирования пересекли границы Центрально-азиатских республик и начали свое шествие по региону.

Сейчас можно обозначить несколько моментов, которые присутствовали как ранее, так и сейчас в Центрально-азиатском регионе:
— Государственная власть в Кыргызстане опирается на слабо подго-товленные вооруженные силы республики. Как мы помним, сотни бойцов вооруженных бандформирований в состоянии были удер-живать в напряжении военные округа, и заставляли лидеров госу-дарств Центральной Азии проводить переговоры, в результате чего вопрос о реальной силе Центрально-азиатских республик наталки-вает на размышления не в пользу вооруженных сил ранее упомяну-тых республик.
— Власть на территории Таджикистана ограничена пределами Ду-шанбе и нескольких пограничных застав, а границы с Афганиста-ном практически прозрачны, за исключением нескольких направ-лений. На остальной территории Таджикистана осталась только ви-димость власти. И эта ситуация все время будет по возможности использоваться теми, кто хочет взять власть в свои руки через при-менение силы.
— Казахстан может считать, что существующие в структуре МВД бое-вое подразделение специального назначения «Сункар» и аналогич-ное подразделение «Беркут» во внутренних войсках могут решать поставленные задачи при освобождении заложников и в условиях осложнения оперативной обстановки. Но сейчас наблюдается от-сутствие аналитической структуры, которая могла бы проводить анализ и делать прогноз по появлению в той или иной области Ка-захстана террористических актов и это является одним из слабых звеньев в борьбе с террористическими организациями.
— Если посмотреть динамику развития стратегических планов воору-женных формирований, то будет ясно, что они постепенно расши-ряют зону своего влияния. Если на первых этапах военные дейст-вия ограничивались только малыми районами, то в последнюю во-енную компанию военные действия шли уже в двух областях Кыр-гызстана — Баткенской и Ошской, в одной области Узбекистана — Сурхандарьинской. И не для кого не секрет, что в следующую ком-панию военные действия вовлекут еще больше областей и районов как на территории Кыргызстана, Таджикистана, так и на террито-рии Узбекистана и Казахстана.
— Возможность повтора подобных атак с юга будет способствовать сплочению Центрально-азиатских республик с Россией. В настоя-щее время они как никогда близко подошли к идее вновь объеди-ниться с Россией в единое государственное формирование. Пускай не сразу, но шаги в этом направлении уже предпринимаются со стороны как Центрально-азиатских республик, так и со стороны России, которая осознает, что следующим государством после Цен-тральной Азии будет Россия.
Хотя многие из политических деятелей скептически относятся к идее об активизации террористических организаций на территории республик СНГ и стран Центральной Азии, но подобная опасность существует ре-ально. Вряд ли для кого-то будет секретом, что террористические органи-зации произвели раздел территории на зоны влияния. И если в Ирландии будет действовать преимущественно Ирландская республиканская армия, отстаивающая свою программу и преследующая свои цели, то на терри-тории Центральной Азии подобных организаций может оказаться в не-сколько раз больше, и у каждой организации будут определенные цели, которые по многим параметрам будут расходиться с миссиями других ор-ганизаций.
Если рассматривать Центральную Азию на предмет деятельности различ-ных организаций радикального толка, то наиболее активными в регионе будут выступать следующие организации:
— «Братья-мусульмане», чья сеть групп прикрывается названиями: «Обще-ство социальных реформ», «Комитет исламского призыва», «Аль-Игаса»;
— «Комитет мусульман Азии», функционирует на территории России и стран Центральной Азии;
— «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» проявляет себя в России, Казахстане, Киргизии, Узбекистане;
— «ХАМАС», действует в местах компактного проживания мусульман в России и в странах Центральной Азии;
— «Акромиды» — религиозное течение, характерное главным образом для Узбекистана;
— «Центр исламского развития», в зону интересов которого входит терри-тория Киргизии;
— «Адолат уюшмаси», сосредоточена, в основном, на территории Узбеки-стана;
— «Товба» — экстремистское течение, существующее на территории Азер-байджана, Киргизии, Узбекистана.
-«Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Известно своей агрессивно-стью и склонностью к терактам.
При этом большинство из вышеназванных радикальных организаций в своих программах действия значительное внимание уделяют вопросу соз-дания под своим патронажем нового государственного образования. И это не плод пустых воображений, так как становится вполне очевидным тот факт, что деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Центрально-азиатских республик Киргизии, Таджикистана, Узбекистана в 1998-2000 гг., напрямую связана с попыткой реализации вышеупомянутой цели.
В настоящее время происходит рост влияния исламского экстремизма в Центральной Азии. Многие из экспертов склоняются во мнении, что цен-тром исламского экстремизма стала Ферганская долина, расположенная на границе трех государств — Узбекистана, Таджикистана, и Кыргызстана. И можно утверждать, что еще очень долгое время Ферганская долина бу-дет той разменной монетой, которую будут каждый раз использовать в своих целях радикальные организации.
Сейчас наблюдается затишье в Центральной Азии. Но длительное молча-ние со стороны радикальных группировок вовсе не означает об их смене рода деятельности или распаде. Лагеря по подготовке боевиков не только не закрыты, но и работают по своему прямому назначению. Но если есть лагеря, и они готовят террористов, то эти террористы рано или поздно должны проявить себя в военных операциях. А в Центральной Азии уже длительное время не слышали свиста пуль и взрывов гранат, поэтому вполне вероятно, что в 2004 году мы станем свидетелями очередного про-явления террористическими группировками своей воли. И если в послед-ней военной операции в составе вооруженных формирований принимали участие около 250 экстремистов, то в 2004 году число их можно увели-чить в два раза, а то и более.
Учитывая рост антиамериканских настроений в Центральной Азии в свя-зи с проведением анти-иракской военной компании и размещением на территории Центрально-азиатских республик американских военных баз, можно предположить оказание пассивной, а где и активной поддержки террористических группировок со стороны местных жителей.
Наиболее вероятное проявление симпатии по отношению к представите-лям радикальных организаций можно ожидать от жителей сел располо-женных на территории Узбекистана. Так как многие из рядовых граждан Узбекистана с недовольством относятся к политике, проводимой офици-альными властями, то можно прогнозировать их активную поддержку вооруженным бандформированиям, которые наряду с лозунгами по вос-становлению норм мусульманского права будут претворять в жизнь и идею построения Исламского халифата, тем более, что руководство Ис-ламского движения Узбекистана (ИДУ) уже достаточно долго не прояв-ляло себя в крупномасштабных акциях. А численность только ИДУ по приблизительным подсчетам составляет около 6000 боевиков.
Уже длительное время проводятся мероприятия по выявлению источни-ков финансирования террористических организаций, но финансовый по-ток для подобного рода организаций по-прежнему не иссякает. Хотя и были отмечены факты выявления счетов радикальных организаций на территории СНГ. Так, известно распоряжение Национального банка Ук-раины, который в своей телеграмме дал распоряжение о выявлении сче-тов, в том числе и кодированных, принадлежащих террористическим ор-ганизациям.
При этом были упомянуты следующие террористические организации:
— «Аль-Каида»/Исламская армия (Al-Qaida/Islamic Army);
— Группа Абу Сайяфа (Abu Sayyaf Group);
— Вооруженная исламская группа (Armed Islamic Group(GIA);
— Харакат ул-муджахидин (Harakat ul-mujahidin);
— Аль-джихад (Египетский исламских джихад) (Al-Jihad, Egyptian Islamic Jihad);
— Исламское движение Узбекистана (Islamic Movement of Uzbekistan);
— Ашбат аль-Ансар (Asbat al-Ansar);
— Салифатская группа «Вызов и борьба» » (Salafist Group for Call and Combat);
— Аль-Итихад аль-Исламия (Al-Itihaad al Islamiya).
При этом не обошли стороной и общественные организации, которые в соответствии со своей миссией занимались гуманитарной помощью, и попутно являлись подспорьем для террористических организаций. Одни-ми из них являются следующие общественные организации:
— Махтаб аль-Хидамат/Аль-Хифаф (Makhtab al-Khidamat/Al- Khifaf);
— Гуманитарная организация Вафа (Wafa Humanitarian Organization);
— Трест аль-Рашида (Al-Rashid Trust).
Бизнес-структуры также занимаются финансированием террористических организаций, так, например Импортно-экспортная компания Мамун Дар-казанли (Mamoun Darkazanli Import-Export Company) была также причис-лена к коммерческим организациям, оказывающим помощь террористи-ческим организациям.
Нужно отметить, что слабая сторона всех радикальных организаций, дей-ствующих на территории Центральной Азии, заключается в их разобщен-ности и нежелании объединиться под одним знаменем. И в этом отноше-нии весы, на одной чаше которых находятся центрально-азиатские рес-публики, а на другой — террористические организации, находятся в рав-новесии. Это объясняется тем, что страны Центральной Азии не хотят объединяться по причине больших амбиций руководств республик, и управление большинства организаций не считает своевременным шаг к объединению усилий.
Если организации экстремистского толка начнут процесс объединения в одно формирование с единым руководством и советом духовенства, то этот союз может не только стать дестабилизирующим фактором для Цен-трально-азиатского региона, но и предопределить как внутриполитиче-скую ситуацию в Центрально-азиатском регионе, так и, так называемую политику Запад-Восток, проводимую США, Европейскими странами по отношению к странам Центральной Азии. Если вышеупомянутый про-цесс объединения начнется в ближайшее время, то вряд ли мы сможем считать Центральную Азию стабильным регионом, незнакомым с мас-штабными террористическими операциями и сопутствующими их жерт-вами.
Фото сайта news.bbc.co.uk