Филиалы не выдержали конкуренции?
Или наоборот. Представьте себе, в кругах ректоров есть мнение, что филиалы некоторых вузов настолько укрепились на рынке образования, так хорошо организовали работу, что стали составлять серьезную конкуренцию своим «головным офисам». Дабы сохранить репутацию главных, важных, умных и самых-самых, вузы начали нечестную войну. Это они и только они спровоцировали приказ Министерства образования о закрытии филиалов. Объявленная честная конкуренция была хитро задушена. Война закончилась, не начавшись.
Впрочем, она начиналась красиво. В Актобе бастовали студенты филиалы КазНТУ имени Сатпаева. Они первыми были поставлены в известность, что их вуза больше нет, так как он является всего лишь филиалом Алматинскорго вуза-гиганта. Сообщение вызвало бурю негодования как у преподавательского состава, студентов, так и их родителей. Их можно было понять. Одни теряли место работы, другие должны были перевестись в головной вуз, переехать в Алматы и доучиваться там. Родители же понимали, что учеба на чужбине потребует определенных затрат, оплатить которые они будут не в состоянии. Это значит, что уже завтра определенное количество студентов окажется перед страшным выбором: продолжать учебу или поставить на ней крест и забыть про любимую специальность, как про страшный сон?!
Коллектив филиала пробовал сопротивляться. Люди писали письма Министру образования и слали депеши в Алматы ректору КазНТУ. Тщетно. Собственно то, что их усилия уйдут в песок, сказал бы им любой мало-мальски грамотный юрист. Так как в законе об образовании имеется пункт, который разрешает головным вузам открывать и закрывать свои филиалы по собственному разумению и на свое усмотрение. То есть для того чтобы аннулировать дочернее предприятие не нужно никакое разрешение Министра образования. Несчастные же громче всего кричали именно это: «Куда смотрит Министерство образования?». В самом деле, куда?
Минобраз между тем смотрел в бумаги, которые были представлены Ассоциацией вузов РК. Ее президент господин Алшанов считает, что вопрос с филиалами действительно должен был быть решен уже давно, но не оперативным путем — закрыть и все. Анализ работы филиалов показывает, что они намного отстают от головных вузов по качеству знаний. В бумагах, которые легли перед Министерством на самом деле были тяжелые факты, и не в пользу филиалов. Препсостав слабый, материальная база — слабая. Между тем, когда дело доходит до выдачи диплома об окончании учебного заведения, все студенты получают диплом единого образца, и того самого вуза, который считается головным. Потом, придя на рынок труда, такой специалист предъявляет корочку с высоким именем, например, КазГУ, но до настоящего университетского уровня ему ох как далеко. Это заметили и работодатели. В общем, с филиалами надо было что-то делать. Ректоры вузов неоднократно обсуждали эту проблему, в результате отправили в правительство свои предложения, которые были одобрены. В результате Министерство издало приказ, согласно которому все слабые филиалы должны были прекратить свое существование. Студенты, вырванные из процесса обучения, должны были продолжить учебу в головных вузах. Как и каким образом — не проблема для вуза. Вуз обязуется предоставить каждому жилье и качество знаний.
Хочу быть нефтяником!
Не успели вузы разобраться с теми, кто уже начал получать высшее образование в стране, как случился казус с теми, кто еще только поступил в вузы. Как известно, абитуриенты, имеющие отличительный знак «Алтын билге» могли выбрать любой вуз страны и любую, приглянувшуюся им специальность, при этом претендовать на гранты, то есть обучаться бесплатно. Государство не отказывалось от названных льгот, но случилось непредвиденное. Ни с того, ни с сего огромное количество выпускников школ направили свои стопы в один и тот же вуз на один и тот же факультет, на одну и ту же специальность. В результате, при 30 имеющих свободных мест для обучения, на них претендовали сразу 70 человек! А казус был в том, что все претенденты действительно имели право сказать, что это место мое и ничье больше.
В пресс-службе Министерства образования говорят, что они прогнозировали такую ситуацию: неожиданный интерес к профессии нефтяников обозначился еще в конце учебного года. Как только в вузах, не сумевших удовлетворить запросы умной молодежи на гранты, случились недоразумения, Минобраз вынуждено было предложить заняться перераспределением теплых мест под солнцем. В частности, вузы провели естественный отбор и взяли на свои гранты только тех, кто набрал по ЕНТам наибольшее количество баллов, остальные были отправлены в другие вузы на смежные специальности, где детям так же были гарантированы льготные условия обучения. То есть, все, кто шел на грант, так или иначе получили его, но не в том вузе, в каком хотели бы.
Тетенька, пустите поучиться маненько!
И последнее. Минобраз снова лихорадит. По сведениям отдельных доброжелателей, которые звонят в Министерство, скидывают информацию, но предпочитают оставаться инкогнито, вузы начали принимать в вузы студентов двоечников… за деньги. Отличники обеспокоены. Нет, нет, их мало волнует, что рядом с ними будут учиться школяры-неудачники, незнайки или просто невежды. Чистота общества так сказать вообще никого не трогает. Большие волнения идут из-за средств, которые уже вложены в образование. Отдал документы, заплатил за месяц или год обучения. Сейчас это так. Однако, если в ряды затесался студент с низкими баллами, не исключено, что завтра такой вуз могут прикрыть за нарушение и тогда, плакали отданные денежки. Переживая об этом, и только об этом, студенты и их родители пытаются сами отследить ситуацию.
В ответ на звонки строгое Министерство обещалось вывести на чистую воду всех нарушителей закона в сентябре, когда начнется новый учебный год. Чиновники от образования грозятся устроить тотальную чистку вузов, исключить тех, кто пролез за деньги на студенческую скамью, а вузы — наказать. При этом, как нам сообщили в Министерстве, у него уже сейчас есть факты приема в вузы абитуриентов, набравших от 22 до 30 баллов. На примете вузы-нарушители Восточно-казахстанской и Жамбылской областей. Алматинские вузы, тоже, кстати, в черном списке. Но не по результатам этого года, а по опыту прошлых лет. Говорят, в прошлом году типовые правила приема в вузы нарушались на каждом шагу. В этом году Министерство настроено воинственно, оно считает, что вузы, которые принимают людей с низкими знаниями, но рассчитывают за счет них пополнить свою казну, должны закрыться. Если к ним пришло мало народу, значит, они имеют низкий рейтинг. Таким вузам нет места на нашем рынке образования.