В прошлый понедельник стало известно о проведении внеочередного VII съезда партии «Отан».
Эксперты, заинтригованные чрезвычайностью, так и не смогли предугадать, какие вопросы будут рассматриваться на форуме самой многочисленной и представительной партии.
Между тем этот съезд может войти в историю казахстанского партийного строительства: именно на нем президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости дальнейших политических реформ в Казахстане и обозначил их приоритеты. Причем, многие из них требуют внесения изменений в Конституцию страны.
Из всех политических инициатив самая главная — необходимость усиления полномочий парламента. Президент выступает за то, чтобы законодательный орган формировал правительство через механизм парламентского большинства. Кроме того, парламент Казахстана уже в ближайшем будущем будет не только утверждать государственный бюджет, но и проверять его исполнение: он получит право формировать Счетный комитета по контролю за исполнением бюджета.
Безусловно, эта политическая задача номер один обострит политическую борьбу на предстоящих 19 сентября выборах в парламент — начнется настоящая битва за каждый мандат. Во-первых, именно новый парламент будет закладывать фундамент для политической реформации и от расклада политических сил в мажилисе и сената во многом зависит, какие изменения будут внесены в Конституцию. Во-вторых, парламенту, занимающемуся конституционными реформами, возможно, выпадет судьба впервые избирать премьер-министра.
Некоторые аналитики не исключают досрочного роспуска следующего созыва, но обстоятельства могут сложиться так, что сразу после вступления в законную силу конституционных поправок премьер уйдет (или его отправят) в отставку, и тогда парламент уже 2004 года призыва сможет сформировать партийное правительство. Парламент также подвергнет корректировке формирование Центральной избирательной комиссии, Конституционного совета и решит, насколько целесообразно расширить состав высшего законодательного органа.
Ранее такие предложения уже звучали и президент, по всей видимости, их услышал. В последнее время вообще конструктивная или же непримиримая оппозиция все чаще лишается своих козырных карт. Власть слышит, что говорят ее оппоненты. Так, уже в 2006-2007 годах в стране состоятся выборы акимов районного и городского уровней, но глав исполнительной ветви власти областного и республиканского значения пока по-прежнему будет назначать президент.
Более того, уже в следующем году должны быть завершена подготовка к децентрализации государственного управления. Речь в том числе идет и том, что будет усилена роль, что совершенно логично, маслихатов.
На этом работа по совершенствованию политической системы не закончится — вместо постоянно действующего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества в стране создается нацкомиссия по развитию демократии, которую будет курировать сам глава государства.
В понедельник же первый заместитель председателя «Асара» Ерлан Карин заявил о том, что партии «Асар» и «Ак жол» не успеют до парламентских выборов представить общую программу политреформ. Одно дело — договориться по принципиальным вопросам политического развития государства и совсем другое — создать единый предвыборный блок. В четверг стало известно о том, что Аграрная и Гражданская партии намерены создать предвыборный блок с формированием единого списка кандидатов. Это первый, но не исключено, что не последний альянс. Аналитики говорят о том, что политическая конкуренция заставляет лидеров не лидирующих в общем списке партий, коими как раз и являются представители блока, решили действовать наверняка, чтобы преодолеть семипроцентный барьер.
На этой неделе, в четверг, случилось еще одно знаменательное событие. Министерство юстиции зарегистрировало Демократическую партию Казахстана, которая стала одиннадцатой по счету. Ее вдохновитель Максут Нарикбаев говорит о том, что новая партия провозглашает укрепление государственной системы власти и законности, совершенствование законодательной базы.
ДПК предлагает программу «Семь шагов по преодолению коррупции в Казахстане». Одним из шагов будет борьба со скрытым лоббированием законов. А поскольку основную часть членов ДПК составляют представители интеллигенции, студенты, (30-40 процентов сторонников молодой партии — юристы), то здесь имеется большой внутренний резерв.
Между тем к регистрации готовится еще одна компартия — народная (КНПК), а также планируется создание на базе общественного экологического движения «Табигат» партии «зеленых». Но успеют ли они зарегистрироваться и смогут ли принять участие в выборах? Ответ скорее отрицательный, чем положительный.
Социологический опрос, проведенный республиканской ассоциацией социологов и политологов (АСиП), показал, что в мае, по сравнению с апрелем, возросло доверие электората к политическим партиям. И хотя опрос проводился только в городах, это свидетельствует о том, что, во-первых, партии активизировали свое продвижение в массы, а, во-вторых, население стало интересоваться политикой.
Это хороший сигнал, поскольку интерес к политической жизни сегодня обеспечит высокую явку на выборах в сентябре. И еще одна новость из разряда политических. В прошлую среду мажилис одобрил проект поправок в закон о гражданстве. Нет сомнения, что сенат его утвердит, тем более, на высшем уровне уже давно говорилось об острой необходимости стимулировать приток специалистов в республику. Теперь вносится поправка, предусматривающая упрощенный порядок приема в гражданство лиц, имеющих профессии, перечень которых будет определяться президентом Казахстана.
Правда, норма о том, что в Казахстане не допускается двойное гражданство, остается в силе. Сможет ли наша страна решить проблему квалифицированных кадров подобно тому, как решает их стареющая Европа, неизвестно, но то, что Казахстан становится более открытым, очевидно.