Инфляция в стиле "кенгуру" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Инфляция в стиле "кенгуру"

Инфляция в стиле "кенгуру"

Два события, произошедших на этой неделе в разных частях мира ставят под большое сомнение недавние заверения казахстанского правительства.

  • 4 Июля 2008
  • 1743
Фото - Caravan.kz

В частности о том, что по итогам текущего года инфляцию удастся удержать в пределах 10%.
Первое из них — наше, местное: Агентство Республики Казахстан по статистике заявило в начале недели, что инфляция в июне вышла на уровень 1,2%, превысив показатели и мая 2008 года, и июня 2007-го.
Событие второе — новый скачок цен на нефть на мировых рынках, преодолевший планку в 140 долларов за 1 баррель.
Собственно официальные оценки прогнозов инфляции сразу выглядели как чрезмерно оптимистичные и обусловленные не столько экономическим анализом, сколько политическими мотивами.
Но теперь, почти наверняка, можно ожидать коррекции официальных прогнозов темпов инфляции — и внешние, и внутренние ее «двигатели» работают быстрее, чем хотелось бы.
Нельзя не обратить внимания на такой факт: скомпенсировать общий индекс инфляции в июне не смогли даже продолжающая дешеветь недвижимость и продолжающаяся стагнация этого рынка. А также на то, что обычно для летних месяцев ускорение роста цен нехарактерно.
Некоторые казахстанские экономисты дискутируют о том, что сильнее разгоняет цены на нашем рынке — «импортная» инфляция, то есть, вздорожание на мировом и, как следствие, и на нашем, рынке ввозимых извне товаров или наши внутренние экономические процессы.
Вычленить что-то основное из этой инфляционной «смеси» сложно, тем более по мере того, как наша экономика все больше втягивается в глобальные отношения.
Но налицо большой вклад в рост цен внутренних факторов, причем не только объективных. Похоже, что неудачные формы администрирования и просчеты в экономической политике дают очень значимый вклад в нашу инфляцию.
Пример: в июне на казахстанском рынке продолжало дорожать дизельное топливо, при том сильно, на целых 6,8% (самый большой рост среди непродовольственной группы товаров). И это несмотря на введенный запрет на экспорт топлива, на то, что в большинстве регионов пик спроса на него, связанный с сельскохозяйственными работами, уже прошел. Да и объемы грузовых перевозок автомобильным транспортном, использующим дизель, тоже снижаются. Почему же растет в цене солярка? Понятно, что общие инфляционные процессы делают неизбежным вздорожание всего, в том числе и топлива, но не такими же кенгуриными скачками!
Если эта тенденция продлится и в ближайшие месяцы, то к моменту уборочной ГСМ для сельского хозяйства вырастут в цене почти на треть по сравнению с той, что была в посевную. И между прочим, с соответствующей проекцией на хлеб, корма для скота, а значит, и на мясо.
Какие уж там 10% по итогам года! Может быть, все же, запрет на экспорт дизтоплива соблюдается не слишком строго? Вспоминается в связи с этим один весенний скандал, когда бизнесмены обнародовали информацию об отгрузке вне режимов экспортных пошлин на Украину хороших объемов нашей солярки…
Кстати, к вопросу о ближайших ценовых перспективах. Не секрет, что заправиться бензином на алматинских заправках становится не так-то просто. О дефиците топлива речи нет, но и широко доступным его не назвать. При продолжении такой ситуации цена на него повторит июньскую «судьбу» цены на дизель. И здесь актуален тот же вопрос: что происходит с бензином, который также запрещен к вывозу? Вот если бы найти ответ на него, да к нему еще и решения с хорошим и последовательным администрированием, — тогда от годового объема инфляции можно было бы «откусить» несколько хороших процентов.
Но есть и другие опасные факторы, способные заметно повлиять на рост цен, и с этими факторами наши экономические власти уже ничего не смогут поделать. Речь даже не об «импорте» инфляции. Среди торговцев на алматинских рынках, как вещевых, так и овощных, идут разговоры, что ближе ко времени проведения Олимпиады в Пекине китайская граница окажется закрытой.
Традиция поступать похожим образом в период массовых мероприятий у соседей и правда есть. И, значит, наш потребительский рынок может на немалый срок остаться без китайских товаров ширпотреба и продовольствия. Влияние на инфляционные процессы очевидно: сразу скачок цен, который потом уже назад не отыграть, даже с открытием границы.
Как расценивать этот фактор роста цен — как объективный или как субъективный? Вроде бы, как первый, ведь от казахстанской стороны здесь ничего не зависит. Но, с другой стороны, не стоит закрывать глаза на очевидное. Кто виноват, например, в том, что на рынках юго-востока Казахстана, который когда-то был краем яблочного и ягодного изобилия, преобладают фрукты и овощи из Китая и Узбекистана? Что ничтожна доля казахстанской текстильной продукции на наших барахолках?
Ряд примеров можно продолжить. Нынешние инфляционные процессы — не только результат роста цен на мировых товарных рынках и вздорожания энергоносителей, но и расплата за игнорирование собственных перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Фото с сайта http://www.2000.net.ua