Такого повода лишились - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Такого повода лишились

Такого повода лишились

По стране прошла волна акций и протестов владельцев праворульных машин против решения правительства о запрете подобных автомобилей. Шымкент в данной акции не участвовал.

  • 11 Декабря 2006
  • 1050
Фото - Caravan.kz

Не потому, что народ у нас не компанейский или поддерживает решение правительства относительно запрета «правого руля».
Просто, по каким-то невыясненным причинам, «правый руль» в Южно-Казахстанской области и Шымкенте почему-то не нашел той массовой популярности, какая у него имеется в других регионах.
По данным МВД, в Казахстане сейчас насчитывается 117 тысяч автомобилей с правым расположением руля. По данным УДП ЮКО, в Южном Казахстане, из свыше чем 40-тысячного парка автомобилей, зарегистрировано всего 918 «праворулек».
И гаишники уверены, что половина из них уже переделаны мастерами-«костоправами» в леворульки. Таков выбор местных водителей.
Даже если «чистопородная японка» после переделки под «левый руль» потеряет все свои лучшие качества, ее все равно переделают, потому что левый руль в ЮКО — круто! Вот ввиду чрезвычайной малости праворулек присоединиться к всеобщему протесту южане как-то не сподобились, хотя даже владельцы «нормальных» машин с левым рулем, будучи людьми по сути не заинтересованными, хором считают, что запрет незаконен и антиконституционен. Конечно, соглашаются южно-казахстанские водители, автомобиль де-юре и де-факто является объектом повышенной опасности и к нему можно предъявлять различные требования по техническим параметрам.
Но расположение руля ни в каких параметрах безопасности не оговорено. Тем паче, что уж если в каких-то нормативах или правилах и найдутся основания придираться к «праворулькам», то делать это надо было еще на заре вхождения в «свободный рынок», когда в постсоветское пространство обильным потоком хлынули «японки». Тогда их никто не запрещал, и, по сути следует считать этот факт юридическим прецедентом — все что не запрещено, то разрешено, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А уж если брать статистику по ДТП, то здесь нормальная, «леворульная» Южно-Казахстанская область вообще показательна.
За 10 месяцев этого года в южно-казахстанской области зарегистрировано 2 075 дорожно-транспортных происшествий. Погибло 478 человек, около 3000 пострадали. По сравнению с прошлым годом, за тот же период, рост общего количества ДТП составил 6,9 %, количество погибших увеличилось более чем на четверть (+27,8%), раненных — на 5,8 %.
На подходе декабрь — месяц наиболее частых и тяжелых аварий, вызванных зимними обледенениями и другими погодными условиями. Шымкентские дорожные полицейские не сомневаются, что и в декабре в этом году аварий у нас будет больше, чем в прошлом, и к итогам года мы придем со статистикой далеко не утешительной.
Количество ДТП на Юге Казахстана растет из года в год. Мы уже давно прочно занимаем здесь печальное лидерство среди «не столичных» областей Казахстана.
Если допустить, что «праворульные» машины наиболее подвержены риску попасть в ДТП, то теоретически только за минувший год все они в ЮКО должны были как вид исчезнуть, разбившись в авариях. Но даже в этом случае остается еще свыше тысячи зарегистрированных аварий, на которые праворулек в ЮКО уже просто не хватает. По официальным данным УДП ЮКО, в общем числе ДТП количество аварий, в которых участниками были праворульные машины не превышает ста случаев.
Тогда возникает вопрос — на какую статистику ссылается МВД, утверждая, что во всех авариях виноваты праворульные авто?
Может, правда, в других регионах, где больше «японок», к этому вопросу относятся пристальнее, и там праворульки действительно влияют на рост ДТП. Но опять же не ясно, почему тогда стабильно растет количество аварий в «леворульной» ЮКО?
Вообще дорожные полицейские подробным изучением причин аварий на дорогах себя никогда слишком не утруждали. Имеется стандартная форма вроде: пьяный за рулем, превышение скорости, выезд на встречную полосу, не справился с рулевым управлением. То есть факты, которые специальных изучений не требуют, но которые, в общем-то, действительно и являются главной причиной большинства аварий.
В целом увеличение числа аварий на юге, гаишники связывают прежде всего с общим увеличением числа машин. За последние пять лет количество машин в ЮКО увеличилось на 76 тыс., при том, что только за минувшие полгода прибавилось еще почти 25 тыс. автомобилей.
Таким образом, количество машин увеличивается в геометрической прогрессии. Им просто тесно на дорогах Шымкента. Но здесь скорее следует развивать городскую дорожную инфраструктуру, улучшать регулирования движения, в конечном итоге ограничивать транспортный поток на определенных улицах.
Между прочим минувшая неделя была отмечена в Шымкенте не менее напряженным противостоянием гаишников и водителей именно по такому поводу. Местные власти наконец решили приучать шымкентских водителей к соблюдению правил уличного движения, и в частности, к выполнению предписаний дорожных знаков.
Для шымкентских водителей, которые всегда были лихими асами, да только правил никогда не знали, это оказалось настоящим шоком. Поэтому на улицы Шымкента пришлось стянуть чуть ли не все силы дорожной полиции из близлежащих районов и сел, и ввести усиленный режим службы.
Ситуации порой доходили до комичного, когда полицейские останавливали нарушителя, проехавшего под знак «одностороннее движение», а в свое оправдание тот говорил, что подобный знак «видит первый раз в жизни».
И почитай всю неделю гаишникам пришлось чуть ли не персонально объяснять каждому шымкентскому водителю значение разных дорожных знаков и правил. Короче, гаишники, хоть и с огромным опозданием и с невероятными трудностями, но провели наконец обучение среди водителей, которое вообще-то следовало проводить еще на стадии получения водительских прав.
И что удивительно, несмотря на известный темперамент южан, спорить или протестовать против требований дорожных полицейских никто не пытался. Понимали водители, что гаишники в данном случае сто раз правы. Пока еще нет статистики, стало ли в Шымкенте меньше аварий.
Но что-то подсказывает, что именно такой путь в деле профилактики и предотвращения ДТП, окажется гораздо эффективнее и законней, нежели запрет на праворульные машины.