Прозрачные закупки - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Прозрачные закупки

Прозрачные закупки

В Казахстане возникла реальная необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций.

  • 24 Ноября 2006
  • 1940
Фото - Caravan.kz

Конкретно речь идет о включении в законодательство новых норм, направленных на обеспечение прозрачности при приобретении товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, а также о совершенствовании других норм законодательства в этой сфере, регулирующих вопросы организации и проведения конкурсов и заключения контрактов.
Все это является составной частью работы по подготовке вхождения Казахстана в ВТО. Депутаты комитета по региональному и отраслевому развитию парламента страны, прежде чем начать работу по внесению всех этих изменений, решили побывать в регионах и послушать мнение людей на местах, в первую очередь, руководителей нефтяных компаний и отечественных предпринимателей, которые оказались не в состоянии как раз-таки участвовать во всех этих тендерах.
В Уральске прошел «круглый стол» на тему «Обеспечение прозрачности при проведении закупок и внедрение системы мониторинга закупок товаров, работ и услуг» с участием парламентариев, руководства Карачаганакского проекта и местных производителей. Последние не скрывали кровной обиды по поводу того, что им на сегодня не удается быть основными поставщиками товаров и услуг для нефтегазовых компаний.
Полномочный орган в лице Министерства индустрии и торговли сегодня фактически признался в своей беспомощности: чиновники не могут заставить иностранные нефтедобывающие компании соблюдать местные законы, то есть, покупать продукцию у отечественного производителя и нанимать местных специалистов — как положено по законам страны.
Чтобы решить этот вопрос, еще в начале года министерство предложило крупным иностранным компаниям подписать меморандум о прозрачности деятельности добывающих отраслей в Казахстане, касающийся закупок услуг.
Это значит, что компании, подписавшие меморандум, должны будут заблаговременно объявлять о начале тендера на закупку спецоборудования, чтобы казахстанские производители успели подготовиться. Тогда, по мнению чиновников, и отечественные производители смогут продавать свои товары и услуги иностранцам.
Пока же местные компании остаются не у дел, по крайней мере, в Западном Казахстане, одном из основных нефтегазовых регионов страны.
Директор международного бизнес-центра Зинатбану Мусина считает, что Карачаганак, несмотря на то, что он одно из крупнейших нефтегазовых месторождении в мире, не стал локомотивом для развития предпринимательства в области.
Одним из серьезных факторов, сдерживающих участие местных предприятии в тендерах КПО, является отсутствие информации. «Тендерные процедуры в КПО сложны, а по времени затянутые». «Мы считаем, что всем потенциальным поставщикам должна быть доступна информация о текущих тендерах, а также о перспективных планах закупок на ближайшие 5-7лет», -заявила Мусина от имени ассоциации предпринимателей области.
Для того, чтобы хоть как-то создать прозрачность в тендерах, западноказахстанские бизнесмены также предлагают департаменту по закупкам КПО совместно с департаментом предпринимательства и промышленности ЗКО провести анализ планов перспективного развития КПО на ближайшие 10-15лет и в соответствии с этим разработать долгосрочный план расширения участия уральских компании в проектах КПО.
Президент АО «Уральский завод «Зенит» Вячеслав Валиев считает, что для того, чтобы местные компании успешно участвовали в тендерах иностранных компаний, правительство должно создать условия.
Нужно постановление правительства по созданию условий при проведении тендеров. Необходимо обеспечить равные права всем участникам тендера по закупкам; нужна программа по техническому перевооружению казахстанских машиностроительных компании, коих в одном только Уральске около пяти.
Они-то как раз и могут стать потенциальными конкурентами иностранных поставщиков. Но самое главное, как считают отечественные поставщики, требуется знать планы нефтяных компании на закупку товаров и услуг, ибо работать вслепую, не имея никакой информации — нереально.
КПО не против всего этого, но, в свою очередь, жаждет законодательной базы и механизма ее претворения в жизнь. В настоящее время эта компания выходит на рекордные уровни добычи и экспорта углеводородного сырья.
Вместе с тем стоит задача увеличения «казахстанского содержания» в целом ряде направлений ее деятельности: в закупках товаров и услуг отечественных предприятий, в национализации кадрового состава и т.д.
В беседах с сенаторами руководство компании выразило готовность наращивать сотрудничество в решении этих вопросов в соответствии с мировой практикой на условиях взаимной выгоды.
Как отмечают парламентарии, на сегодня остро встает проблема «казахстанского содержания», в некоторых случаях происходит подмена понятии, в частности, «казахстанский поставщик»-«казахстанское содержание», что на деле не всегда подразумевает одно и то же.
Сегодня очень большое внимание уделяется прозрачности деятельности нефтегазовых компаний. В связи с чем ожидается, что презентация первого казахстанского отчета по реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей состоится в конце 2006 года.
«Мы ожидаем, что первый отчет будет опубликован в конце 2006 года», — подчеркнул недавно в ходе первого Евразийского энергетического форума вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Болат Акчулаков.
Его ждут очень многие, но он по разным причинам уже несколько раз откладывался. Для обеспечения прозрачности востребованным инструментом явился электронный вариант проведения тендеров.
Как заявил на заседании «круглого стола» в Уральске представитель министерства финансов РК Серик Камели, электронные госзакупки намного облегчат всю процедуру проведения тендеров. Тем более, что первый опыт у нас уже есть. В начале года Казкоммерцбанк и компания Commerce One объявили о запуске проекта по созданию Электронной Торговой Площадки (ЭТП). Целью данного проекта является создание в Казахстане упрощенного и доступного механизма проведения закупок, обеспечивающего прозрачность и легитимность заключения сделок.
Долгосрочной целью является создание национального портала, объединяющего всех казахстанских поставщиков продукции и облегчающего их выход на международный рынок. При этом, как сообщили участники проекта, он позволит казахстанским предприятиям расширить свое присутствие на рынке, не ограничиваясь географическими границами региона.
По словам организаторов, ЭТП успешно работают по всему миру, позволяя компаниям более эффективно и с наименьшими затратами ресурсов заниматься бизнесом и увеличивать свои доходы.
По прогнозам экспертов, в 2004 году объем электронной торговли в мире составит $5-7 трлн. По оценке специалистов IBS, внедрение системы электронных закупок может снизить издержки на 15% на закупках и порядка 22% — на продажах.
В Казахстане в настоящее время обозначился широкий круг проблем, связанных с закупами, а также с контролем расходования средств. Перед руководителями организаций стоят задачи по обеспечению прозрачности и сокращению издержек на содержание аппарата сотрудников, ответственных за проведение продаж и закупок в компаниях. Поэтому данный проект имеет высокую актуальность, как для государственных структур, так и для частных компаний, считают его инициаторы.
Страна на пороге вступления в ВТО. После него очень важно, чтобы казахстанские товары не потеряли свой вес и значимость и конкурировали на равных.
Сегодня в отечественном законодательстве существует так называемый протекционизм отечественного производителя, вступление в ВТО исключает подобный подход.
В то же время, по словам мажилисмена Жандарбека Какишева, отечественные законодатели попытаются оставить в законе этот момент, ибо без государственной поддержки отечественные производители вообще никогда не смогут конкурировать на равных.