Приют последней надежды - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Приют последней надежды

Приют последней надежды

Глаза этого ребенка невозможно забыть. В них, устремленных на вас, есть некая тайная глубина, как будто малыш о задумался о чем-то чрезвычайно важном, что таится в глубине его сознания…

  • 22 Мая 2006
  • 3519
Фото - Caravan.kz

О чем-то шепчут бледные губы, но маленькое тельце, узлом свернувшееся под больничным одеялом, неподвижно как камень.
— Это наш Богданчик. Ему семь лет, находится в коме уже четыре года, — грустно говорит Галина Котова, заведующая паллиативным отделением первого в стране хосписа, расположенного в густом, тенистом парке на одной из тихих улочек Алматы.
Папа Богданчинка — индус, и когда семья была на родине отца, в Индии, трехлетний малыш подхватил какую-то экзотическую тропическую инфекцию. Результатом стала кома, и теперь жизнь его проходит то в доме родителей, то в тихой и чистой палате хосписа, где врачи и сестрички делают все возможное, чтобы пробудить его к жизни.
Напротив мальчика на кровати лежит пенсионер Василий Андреевич. Диагноз — тяжелейший инсульт и полная неподвижность. Живут, как и у Богданчика, — только глаза. Они с благодарностью смотрят на сестер, которые бережно переворачивают, моют, переодевают неподвижное тело, ставшее для некогда могучего мужчины мрачной темницей.
— Вот, — бережно поправляя ему волосы, говорит Галина Котова, — Василий Андреевич у нас начинает идти на поправку — уже двигается левая рука, понемногу восстанавливаются реакции конечностей. Скоро, скоро на поправку пойдет — успокаивающе гладит она его по щеке…
Детство и старость — два рубежа жизни, когда человеку остро необходима помощь и поддержка. Но детских больниц, поликлиник у нас много. А специализированных больниц для пожилых, одолеваемых годами и болезнями людей, до последнего времени в стране не было.
Однако осознание того, что старость — это не преддверие неизбежной смерти, а законный и полноценный период человеческой жизни, наконец-то пробило себе дорогу в сознании людей. И возник хоспис.
Этот первый в стране хоспис организовали в 1999 году, приказом Акима и Департамента здравоохранения южной столицы, на базе ликвидированной 2-й городской больницы. Тогда он был рассчитан всего на тридцать коек.
После этого сюда приезжали, консультировались, смотрели, учились нашему опыту врачи и социальные работники из разных регионов Казахстана. В течение последующих нескольких лет были организованы хосписы в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Караганде.
Что важно для человека в пожилом и старческом возрасте? Иметь хорошее самочувствие, бодрость, ясный ум — несмотря на многочисленные и, скажем прямо — в таком возрасте уже неизлечимые хвори.
На первом месте у старых людей идут сердечно-сосудистые заболевания — артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардии разных стадий…
На втором месте — различные переломы — бедра, рук, а также болезни органов дыхания — астмы и прочее.
Старческие кости становятся хрупкими, одно неосторожное движение — и человек на долгие месяцы становится прикованным к постели. Остеопорозы, артриты, заболевания суставов — тоже часто встречающиеся патологии у наших пациентов. А еще есть диабет и различные нарушения обмена веществ.
Вообще, нет, пожалуй, такой болезни, которой человек не мог бы обладать в старческом возрасте — у каждого из наших пациентов от пяти до семи хронических заболеваний.
Что делать, человеческое тело изнашивается, вырабатывает свой жизненный ресурс…
— Но наша задача — поддержать организм пожилого человека, избавить его, сколь это возможно, от страданий, вернуть ему радость жизни — говорит директор хосписа, известный казахстанский врач, Гульшара Урмурзина.
На сегодняшний день хоспис увеличился до ста коек. Демографическая ситуация заставляет: население страны стареет, людей пожилого и старческого возраста становится все больше и больше, и в связи с этим возникает проблема их медицинского обеспечения.
По предложению городского Совета ветеранов, Департамент здравоохранения Алматы на базе хосписа организовал еще 60 коек — в гериатрическом отделении. И сразу же в хоспис пошли люди. Что говорить, все мы знаем, как порой бывает: придет пожилой человек в больницу, а там его принимать не хотят. Это, конечно, не соответствует нашим гуманным принципам, врачи должны лечить всех людей — вне зависимости от расы, пола, вероисповедания или возраста…
Но руководителей клиник тоже, в какой-то мере, понять можно. Ведь у старых людей, как правило, целый «букет» болезней, лечить их очень сложно, долго, а в поликлиниках, как правило, острейший дефицит коек, больных людей с каждым годом становится все больше, растет нагрузка и на персонал клиник…
Именно поэтому возникновение таких учреждений, как алматинский хоспис — специально рассчитанных на обслуживание и лечение людей пожилых и очень пожилых, с тяжелыми, комплексными возрастными патологиями, сегодня жизненно необходимо любому городу. А Алматы — в особенности, в ней количество стариков значительно больше, чем в среднем по стране.
Хоспис у стариков сегодня чрезвычайно популярен. Даже возникла очередность на поступление в хоспис — на 1,5-2 месяца. Потому что многие хотят подлечиться, набраться сил, получить квалифицированный медицинский уход.
Иногда думают, что пациенты хосписа — люди одинокие. Это, как правило, неверно. У них есть семьи, дети, внуки, а порой и правнуки. Они регулярно приходят к больным, навещают их, порой помогают в работе персоналу. Ведь хоспис — это не дом престарелых, где старики живут постоянно. Это, в сущности, сугубо медицинское учреждение, но имеющее свою специфику, рассчитанное на работу с самыми трудными, тяжелыми больными — пожилыми и старыми людьми. Обычно в хосписе люди находятся и проходят лечение в срок от 3 до 6 месяцев — это те, кто очень «тяжел», которых сюда приносят на носилках после инсульта или инфаркта, те, кто практически не поднимается с постели.
А гериатрическое отделение — это, по сути, обычная кардиологическая и неврологическая больница, где пациенты, в среднем, находятся две недели. А затем, поправившись, набравшись сил, возвращаются домой, к семье.
— Старики, — говорит Гульшара Урмурзина, — самые благодарные люди на земле. Когда они от нас выписываются, столько благодарностей слышат все сотрудники хосписа, от врачей до вахтера! И мы не теряем с ними связь, наши сестры регулярно обзванивают их по телефону, интересуются их здоровьем, если надо — навещают на дому, проводят необходимые медицинские процедуры.
Объяснение популярности хосписа среди ветеранов лежит на поверхности. Здесь к каждому пациенту — самое доброжелательное и внимательное отношение. Отличный, причем круглосуточный, уход, прекрасное питание, все необходимые медицинские мероприятия.
В хосписе есть все медикаменты, отличные, опытные врачи и медсестры, так что здесь эффективно помогают старому человеку восстановить его здоровье даже в самых сложных и тяжелых случаях. Ветеран войны, Сакен Айтбаев, рассказывает, что после трех недель в хосписе его так поставили на ноги, что он целый год не вспоминал ни о своей гипертонии, ни об артрите!
Финансирование хосписа идет из городского бюджета. Но милосердие стучится в людские сердца, открывая кошельки бизнесменов, просто обыкновенных людей.
Есть благотворительная помощи и от гуманитарных организаций. Порой бизнесмены действуют просто как Гарун — аль -Рашиды. Звонят, например, директору, из одной компании и спрашивают, что хоспису нужно. Директор, без задней мысли, посетовала, что вот холодильников для палат не хватает, сорок штук. И назавтра весь двор хосписа был уставлен холодильниками, которые теперь усердно работают в каждой палате…
Хоспис благодарен за любую помощь. Дарят постельное белье, телевизоры. Иногда перечисляют на счет хосписа деньги, которые сегодня тратятся на ремонт, благоустройство помещений хосписа и территории, на лечение больных. Ведь здесь доброта лишней быть не может.
Хоспису сильно помогают религиозные организации, причем, самым главным — волонтерами. Православная церковь — это вообще ближайший друг больных стариков.
Она держит с хосписом постоянную и прочную связь, храмы и батюшки посылают сюда прихожанок. Руководство хосписа не может на них нарадоваться: безотказные, готовы делать любую работу. Помогают сестричкам ухаживать за больными, моют, чистят — словом, все делают, что нужно.
Меньше участия здесь пока видят от мусульманских религиозных организаций, хотя не так давно приходили и работали в хосписе учащиеся медресе.
Здесь есть специальные молельные комнаты, для христиан и мусульман. Священники довольно часто и провожают больных в последний путь, дают им утешение.
В хосписе есть выездная бригада врачей, которые работают на дому у пациентов, есть и патронажная сестринская служба, которая выявляет и обслуживает самых тяжелых в медицинском отношении, стариков дома, например — онкологических, в крайней стадии. Здесь также обучают родственников — как правильно ухаживать за больным, как им помогать в процессе реабилитации, в самых разных жизненных ситуациях. А ведь количество стариков в городе растет! Все мы когда-нибудь станем старыми, (кто доживет). Поэтому обеспечить пожилым людям качество жизни их последних лет — важнейшая социальная задача.
Но…
Для такого города, как Алматы, уже сегодня необходимы, как минимум, четыре хосписа. А он пока один. Увеличено паллиативное отделение, где лежат самые «тяжелые» больные, — до 40 коек — и уже работать врачам и сестрам стало тяжело. Ведь такие больные требуют буквально ежечасного внимания и ухода, круглые сутки. Ведь его и перевернуть надо, чтобы пролежней не было, и накормить, чаще всего — через трубку, и сменить белье и множество других дел сделать…
Врачи предлагали: построить за городом новый, современный хоспис, или два. Но государство пока молчит. Приоритетом программы реформы здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь, а хосписы, как целое направление развития медицины, пока остаются в стороне.
Но врачи хосписа уверены, что демографическая ситуация заставит повернуться к этой проблеме лицом.
В приемном покое хосписа висит небольшой плакат. На нем написано: «Хосписы существуют за счет помощи тех, в ком еще не погасла искра сострадания и милосердия».
Золотые слова. И как утешительно сознавать, что здесь они не потеряли своего высокого значения…

Фото с сайта www.ophoto.ru