В результате проблема дефицита финансового инструментария не только не уменьшается, но и усугубляется с годами.
Чрезмерное укрепление тенге, которое произошло на рынке и, вероятно, будет продолжаться, ведет накопительные пенсионные фонды в тупик.
Пенсионные накопления вкладчиков приближаются к 700 миллиардам тенге.
Это громадная сумма, которую, собственно, и вкладывать-то некуда. Основной проблемой пенсионных фондов является небольшой выбор инструментов инвестирования. Долевых бумаг (акций) на рынке практически нет, долговые бумаги (облигации) не дают хорошей доходности, а индексированные по инфляции государственные ценные бумаги выпускаются нерегулярно и в недостаточном количестве.
Так, на прошлой неделе состоялось долгожданное размещение 15-летних долговых обязательств Министерства финансов для пенсионных фондов на сумму 17,5 миллиардов тенге, в то время как спрос на эти бумаги составил 33,7 миллиарда тенге.
Предыдущий аукцион не состоялся из-за того, что НПФ, имеющие полное право формировать доходность по этим бумагам выше уровня инфляции, предложили отрицательную цену. Теперь же доходность составила символические 0,01 процента. Но даже эта цифра считается большим достижением, поскольку находится в положительном поле.
На сегодняшний день можно утверждать, что именно банки являются основными потребителями средств пенсионных фондов. Ставки по депозитам находятся на уровне 8-9% в крупных банках и 10-12% в средних банках, что гораздо выше доходности по многим облигациям. Но глобальной причиной «всеядности» пенсионных фондов является недостаток инструментов на местном фондовом рынке.
Невысокая доходность пенсионных активов уже стала притчей во языцех.
По состоянию на 1 января 2006 года средневзвешенный коэффициент номинального дохода пенсионных активов накопительных пенсионных фондов за период декабрь 2002 года по декабрь 2005 года составил 18,92%.
Накопленный уровень инфляции за указанный период достиг 22,62%. Первый квартал 2006 года подтвердил эту же тенденцию: реальных доходов на пенсионные активы большинство НПФ не получают.
В прошлом году специально для пенсионных фондов был создан новый инструмент — инфраструктурные облигации. И хотя в данный момент есть уже два инфраструктурных проекта (железнодорожная ветка и строительство высоковольтной электрической линии), только по одному выпущены ценные бумаги.
Из заявленных 30 миллиардов тенге, пока реально размещено бумаг на пенсионном рынке всего на 4 миллиарда тенге, что, конечно, не может удовлетворять потребности пенсионных фондов.
Кроме того, Минфин детально прорабатывал вопрос о выпуске привилегированных акций со всеми национальными компаниями — в программе развития рынка ценных бумаг на 2005-2007 годы четко сказано, что будет рассматриваться возможность дальнейшей капитализации институтов развития путем выпуска акций
В связи с этим министерство предложило, чтобы нацкомпании и институты развития, созданные в форме АО, осуществляли эмиссию своих привилегированных акций, что позволяет им делать в размере до 25 процентов.
В данном случае речь не идет о том, что будет теряться контроль над компанией, поскольку привилегированные акции не имеют право в участии над управлением компании. Но национальные компании не хотят капитализироваться за счет выпуска акций, хоть простых, хоть привилегированных. Кроме того, они поднимают вопрос, что в соответствии с различными правовыми актами им запрещается осуществлять приватизацию до определенного периода. И хотя госимущество дало заключение, что выпуск дополнительных привилегированных акций не влечет за собой приватизацию национальной компании, это не убедило руководителей национальных компаний в необходимости идти на биржу. Потому, что нет желания.
Участники пенсионного рынка, стремящиеся улучшить качество пенсионного портфеля, говорят о все убывающих возможностях сделать это. Практически все пенсионные активы инвестируются в Казахстане — в иностранные инструменты сейчас инвестируется не больше 5-6 процентов.
Качество постепенно снижается и с точки зрения внешних управляющих, качество портфеля казахстанских НПФ по сравнению с портфелями западных фондов — несопоставимо ниже. То есть, в Казахстане наблюдается недостаточная диверсификация пенсионных активов разрезе фининструментов и валют.
Сегодня было бы правильнее, чтобы фонды активнее работали на внешнем рынке и улучшали качество своего инвестпортфеля. Понятно, что будут проблемы по поиску контрпартнеров и по методологии учета таких инвестиций, эффективность управления может оказаться недостаточно высокой. Тем не менее, казахстанским НПФ нужно стремиться к этому.
Однако чрезмерное укрепление тенге сводит на нет все усилия менеджмента некоторых фондов, осознавших необходимость работать над качеством пенсионных портфелей. Нестабильный курс превращает неплохие доходы в долларовом выражении в «тенговый пшик».
Кроме того, неопределенность на государственном уровне в отношении валютной политики (то Нацбанк собирается сглаживать спекулятивные колебания на валютном рынке, то ставит своеобразные эксперименты в виде полного устранения своего участия на торгах) не дает возможности пенсионным фондам грамотно планировать свою инвестиционную деятельность в среднесрочном периоде.
Анализируя определенные тренды, НПФ вырабатывают свои инвестиционные стратегии, которые, к сожалению, в таких условиях оказываются ошибочными.
В результате пенсионные накопления не прирастают доходом даже тогда, когда это можно было бы спокойно делать. Вот почему так важно, чтобы правительство и Нацбанк имели долгосрочную политику в макроэкономических вопросах и следовали ей.
Только предсказуемость должна управлять рынком…
Фото с сайта http://www.opfr.tver.ru