Фестивальные? Престижно! А где для народа? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Фестивальные? Престижно! А где для народа?

Фестивальные? Престижно! А где для народа?

Не ошибусь, если стану утверждать, что казахстанские фильмы не одно десятилетие смотрят представители разных поколений.

  • 2 Июня 2008
  • 1446
Фото - Caravan.kz

Например, добрый, музыкальный фильм, еще советских времен, «Наш милый доктор» или серьезный и полный приключений «Транссибирский экспресс».
Да и перестроечные «Саранчу» и «Перекресток» народ хорошо помнит. Есть и современные, те, которые можно отнести к разряду «народом любимых». Но почему все-таки казахстанское кино так мало известно не то что в мире, а даже на родной земле?
Судя по всему, киностудия «Казахфильм» более активно и плодотворно работала в середине прошлого столетия. Именно тогда, на экраны вышли фильмы, которые до сих пор с удовольствием смотрят все. А что же с современным кино? Почему мы очень редко имеем возможность оценить работы современных казахстанских кинематографистов?
Все ожидали выхода фильмов «Мустафа Шокай», «Махамбет», «Кочевник» и «Монгол», — и что в результате? На слуху лишь два последних: красивые съемки, исторические факты… Полномасштабное и коммерческое подражание голливудским постановкам. Хотя и они нашли своих почитателей и поклонников. Справедливости ради скажу, что работы казахстанских режиссеров неоднократно удостаивались самых высших наград на престижных мировых кинофестивалях в Москве, Каннах, Венеции…
Оказывается, если хорошенько поработать, то и средства и одаренных людей для работы, знающих свое дело в нашей стране найти можно. Но только вот простые зрители не всегда имеют возможность их увидеть. А многие даже не знают о том, что у нас в стране снимаются, как и прежде художественные фильмы.
После великого застоя и перестроечного безвременья многие попросту забыли о том, что у нас есть СВОЕ кино. Так может быть, стоит позаботиться о том, чтобы кино, которое у нас снимается, все же доходило до зрителей?
Судя по отчетам наших кинематографистов, в Казахстане ежегодно начинают снимать порядка десятка фильмов. Учитывая тот факт, что столько же на выходе получить нереально, можно было бы рассчитывать хотя бы на пару-тройку новоиспеченных лент. Но где они? Почему мы о них практически ничего не знаем? Непонятно для чего снимают кино, если не для показа зрителям? Или это какое-то закрытое кино?
Попробуйте спросить у первого встречного, какие казахстанские фильмы он смотрел или хотя бы о каких из них слышал. Думаю, угадать его ответ будет несложно. А ведь на самом деле среди них немало достойных картин. «Шуга», «Курак корпе», «Умараса», «Карой», «Шанхай». Кто их видел? Может дело в прокатчиках? Не так часто в кинопрокате наших городов мы видим надпись «Сделано в Казахстане». Однако и их понять можно: они живут прокатом фильмов и им выгодно везти к нам уже «раскрученные» фильмы. И очень жаль, что у нас, похоже, сегодня нет людей, которым было бы интересно раскручивать НАШЕ кино.
Почему бы на праздники не показать наши фильмы, как это делают, например, россияне? Визитной карточкой новогодних праздников-2008 в соседней стране стал фильм «Ирония судьбы» и его продолжение.
Неужели и мы не способны снять свою «визитку»? С трудом верится в то, что у нас нет таких фильмов. Да, снимать кино непросто. Ведь никогда нельзя предугадать результат своей работы. Нелегко найти и средства для работы над проектом, да и хороших актеров подобрать — настоящая проблема. Ведь даже имея замечательный сценарий, и хороший бюджет фильма, можно проиграть зрителю при условии, что актерская группа, скажем так, подобрана неудачно.
Но, несмотря на все предполагаемые теоретические и практические трудности, кино в Казахстане, все-таки снимается. И пусть в большинстве своем это совместная продукция кинематографистов разных стран, результат, порой, стоит того. Вспомним хотя бы казахстанско-американский проект «Кочевник» или проект «Монгол», в подготовке которого участвовало ОРТ, российское министерство культуры, а также представители французского и немецкого кинематографа.
Но нельзя забывать о том, что любое кино, которое снимается в той или иной стране, через образы героев, сюжет, отражают действительность, сложившуюся в тот период в стране, в нашем случае — Казахстане. Неужели нам рассказать не о чем? У нас немало настоящих героев, кипят страсти в семьях и на производствах, полицейские, как и во всем остальном мире борются с преступностью. Почему бы об этом не только в газетах рассказывать? А сериал запустить? Снова можно кивнуть на соседей: россияне, уже за железнодорожников взялись, их звезды эстрады в сериалах не прочь засветиться. Я молчу про Китай и Турцию, которые тоже поставили на поток лирические и патриотические саги национального образца и характера. И как вы думаете, смотрит их народ? Думаю, что да. И не только в своей стране, между прочим.
Почему бы и нам не начать снимать фильмы о настоящем, о современных людях, о любви или фантастику? А куда делось детское кино? Неужели наши дети не заслуживают того, чтобы о них и для них снимали фильмы? Может, именно такие фильмы и станут коммерческими?
Так почему же наши киномастера ограничиваются фестивальными показами? Я не призываю забывать об истории и не обращаться к ретро-темам, но, согласитесь, нашему кино нужна свежая волна. Новое, уже не второе, а, наверное, третье дыхание. Давайте снимать кино о нас с вами, о нашем времени, о том, что мы сейчас переживаем. О чем мечтаем, чего добиваемся. Может тогда и на госуровне отношение к нашему кино изменится. Жизнь Казахстана интересует не только его граждан. Доказательством тому служит работа шымкентца Сергея Дворцевого, снявшего пару лет назад фильм «Тюльпан», в основу которого легла история жизни простых казахстанских людей. Именно тогда мне довелось встретиться с исполнительницей главной женской роли в фильме Самал Исляовой, выпускницей Петропавловского колледжа искусств, юной девушкой, прошедшей отбор из полутора тысяч претенденток. Тогда девушка сказала в своем интервью, что уверена: казахстанское кино достойно внимания и имеет все шансы быть замеченным.
Тогда, как показало время, слова Самал оказались пророческими. Фильм «Тюльпан» получил главную премию секции «Особый взгляд» 61-го Каннского кинофестиваля. (Надо заметить, что лента снята на казахском языке.)
Только вот пару лет назад, мало кто верил, наверное, кроме создателей и актеров в успех фильма, рассказывающего о простых жителях затерянного в степи казахского аула, об их проблемах и мечтах. Но спустя почти два года «Тюльпан», в производстве которого принимали участие Казахстан, Россия, Швейцария и Германия заявил о себе в Каннах, фильм о Казахстане был замечен.
И номинировался фильм как казахстанский, что было засвидетельствовано в официальном каталоге и на сайте фестиваля.