Образование в нацшколах Казахстана: из отстающих в передовики - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Образование в нацшколах Казахстана: из отстающих в передовики

Образование в нацшколах Казахстана: из отстающих в передовики

Выпускники национальных школ оказываются подготовлены лучше, чем их сверстники из «обычных» учебных заведений.

  • 19 Июля 2010
  • 2699
Фото - Caravan.kz

Позвольте в начале оговорить термины. В официальном лексиконе принята формулировка «школы национальных меньшинств» (полагаю, ее смысл ясен). Однако такое определение весьма спорное, и среди некоторых кругов вызывает очень негативную реакцию. Поэтому ниже мы будем оперировать термином «школа представителей иных национальностей» или, короче — «национальная школа». А школы с казахским и русским языком обучения называть «обычными».
Последний момент вообще показателен, так как есть определенное мнение относить русскоязычные школы в Казахстане также к разряду «национальных» школ. Но это вряд ли можно назвать объективной оценкой, так как даже по численному составу славян среди населения Казахстана считать национальным меньшинством можно с очень большой оговоркой, (а ведь сюда следует прибавить других русскоязычных, не славян). Опять же практически 100 процентов городских школ и до 30 % школ в сельской местности в той же Южно-Казахстанской области ведут обучение на двух языках – государственном и языке межнационального общения.
За три последних года статистика сдачи ЕНТ, а также участия и побед на всевозможных школьных олимпиадах и прочем, вдруг стала сухо показывать, что учащиеся из национальных школ явно опережают по уровню подготовки и результатам своих «коллег» из казахско- и русскоязычных школ.
Так, в 2009 году знак «Алтын белги» в Казахстане получили 82 выпускника национальных школ, в то время как общее количество выпускников национальных школ составило 2044 человека. Таким образом, процентное соотношение золотых медалистов достигло 4 процентов от общего количества представителей иных национальностей. В целом же по Казахстану «обычные» школы закончило 106 805 выпускников, из которых только 1,4 % (1511 человек), получили знак «Алтын белги».
Государственные образовательные гранты получил 941 выпускник нацшкол (46 процентов от общего количества их выпускников), в то время как в целом по Казахстану этот показатель составил менее 30 %.
Тут уместно отметить, что Министерство образования и науки РК пока еще до сих пор не подвело итоги 2010 года. Однако, например, в департаменте образования ЮКО уверены, что показатели успеваемости нацшкол превысят прошлогодние.
Вообще, Южно-Казахстанскую область в данном случае можно представить как своего рода лабораторию, где проходят испытания на прочность и жизнестойкость всевозможные социальные проекты. Все-таки ЮКО самая многочисленная по населению область в РК (2 млн. из 16 млн. населения Казахстана). И здесь же имеются представители всех диаспор, составляющих многонациональный народ Казахстана, причем некоторые из диаспор имеют большинство представителей именно в ЮКО.
Поэтому уровень обеспечения и доступности к среднему образованию представителей иных национальностей в ЮКО является своего рода показателем по всей РК.
В ЮКО имеется 186 школ национального обучения. Наибольший прогресс здесь демонстрируют узбекские, уйгурские и таджикские национальные школы.
Причем, прогресс и количественный, и качественный. Так, с 2007 года количество выпускников в этих школах увеличилось до двух раз, и уже отмечена стойкая тенденция, что представители диаспор в выборе учебного заведения отдают предпочтение «своей» школе. Однако родители руководствуются не только «национальными интересами», но и стремлением дать своему ребенку качественное образование, и успешно сдать ЕНТ. А национальные школы этот запрос вполне удовлетворяют.
Своего рода эталоном стала школа № 1 им. Сареми Сайрамского района. Тут активно внедряются проекты поли- и билингвального образования (обучение на русском, казахском и узбекском языках). Отметим, что подобное многоязыковое образование практикуется во всех национальных школах. Однако опыт школы им. Юсуфа Сареми широко обсуждался не только на специализированных совещаниях минобраза, но даже предлагался к изучению и распространению на конференциях Ассамблеи Народов Казахстана, посвященных вопросам национального образования.
Секрет успешности своей школы директор Бахадир Усманович Нуралиев видит прежде всего в энтузиазме и целеустремленности своих учеников.
Шутка ли, за три года школа дала 11 победителей всевозможных школьных олимпиад различных уровней. А в прошлом году из ста выпускников школы им. Сареми 84 стали обладателями государственных грантов!
— Глядя на блеск в глазах у школьников, их искреннее стремление к знаниям, нам, преподавателям и учителям, и самим хочется работать еще лучше, – признается Бахадир Усманович.
Правда, директор отмечает, что такая жажда знаний у детей появляется не в последнюю очередь благодаря оригинальным методикам и высокому профессионализму преподавательского состава школы.
В управлении образования Южно-Казахстанской области главной причиной называют системность подхода к построению образовательного процесса.
— Развитие национального обучения входит в более обширную программу развития языков и национальных культур, реализуемых в области, и является одной из главных ее частей, -говорит начальник управления образования Балхия Комекбаева. — Государственная поддержка, подкрепленная нормативными и законодательными актами, а также значительными бюджетными ассигнованиями, позволяет успешно реализовывать в жизнь новаторские инициативы в национальных школах.
Еще одним доказательством является и тот факт, что с прошлого года в ЮКО, впервые в Казахстане, начали сдавать ЕНТ (причем с большим успехом) и выпускники таджикских школ.
Добавим сюда также тот факт, что национальное обучение в ЮКО проводится не только в общеобразовательных средних школах.
Специфические национальные интересы более чем двухмиллионного населения Южно-Казахстанской области представляют 20 областных этнокультурных центров (ЭКЦ) и обществ и 44 их филиала в городах и районах, работу которых координирует Малая Ассамблея народа Казахстана (АНК) ЮКО.
При областных ЭКЦ функционируют 15 воскресных школ, обучающих национальным языкам 500 детей, на содержание которых акимат области выделяет порядка 600 тысяч тенге в год.

фото с сайта vesti.kz