Россия и Беларусь - мы наш, мы новый мир…-2 - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Россия и Беларусь - мы наш, мы новый мир…-2

Россия и Беларусь - мы наш, мы новый мир…-2

Часть 2

  • 24 Июля 2008
  • 1122
Фото - Caravan.kz

США, а с ними и страны Западной Европы фактически столкнулись с реальностью появления нового государства. При этом, если европейские страны пытались ограничить влияние России путем включения в состав Европейского Союза новых членов из числа стран бывшей сферы влияния СССР, то Москва в среднесрочной перспективе своим объединением фактически сводит к минимуму усилия западных политиков.
Перспектива расширения границ России на Запад пугает всех. Между тем, у России, Беларуси и многих других стран есть свои мнения по поводу происходящих процессов.
Интересы Беларуси
Расширение отношений с Москвой оценивается Минском как вынужденная мера. Если несколько лет назад Александр Лукашенко еще надеялся на установление взаимовыгодных отношений с Западом, то после бойкота со стороны стран Европы и США, Минск вынужден искать себе других партнеров, наиболее приемлемым среди которых оказалась Москва.
В данном случае Беларусь от союза с Россией выигрывает по нескольким направлениям.
Во-первых, получила новый импульс развития белорусская промышленность. Так, например, была реанимирована автомобильная промышленность. В рамках программы «Развитие дизельного автомобилестроения» (сроки ее реализации — 1999-2003 годы, затем 2004-2008 годы) крупнейшие предприятия Беларуси стали выпускать конкурентоспособную современную продукцию, соответствующую европейским стандартам (Евро-3 и Евро-4).
Во-вторых, поднят на новый уровень социальный блок. То есть Москва и Беларусь заключили договор, который регулирует вопросы соцобеспечения и соцстрахования: получение пособий по нетрудоспособности, материнству, пособий по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профзаболевания. Также решен вопрос о выплате пенсий гражданам Беларуси и России в случае переезда с территории одной страны на территорию другой.
В-третьих, пошло развитие наукоемких технологий. Так, реализация научно-технической программы «СКИФ-ГРИД» (2007-2010 годы) позволила Союзному государству стать наравне с Японией, США и Китаем страной выпускающей суперкомпьютер, который, наравне с мирным использованием (передовые технологии высокопроизводительных вычислений), также может быть применен для развития оборонного потенциала Союзного государства.
В-четвертых, укрепилось сотрудничество в оборонной сфере. Так, в 2007 году была принята программа «Совершенствование и содержание объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск России и Беларуси». В настоящее время начался процесс формирования вооруженных сил участников Союзного государства. Уже создана и действует региональная группировка войск Беларуси и России.
В-пятых, и это главное — Минск в лице Москвы получает стратегического партнера, что в случае действующих американских санкций и бойкота европейских стран является единственным выходом из сложившейся ситуации.
Интересы России
Кремль, укрепляя свои связи с Минском, решает для себя сразу несколько сложных задач.
Во-первых, налаживание более тесных связей со своим историческим соседом является для Москвы своевременным шагом. При повальном увлечении бывших республик СССР перспективами членства в НАТО и постепенном приближении североатлантических систем безопасности к российским границам, альянс Москвы и Минска стал своеобразной контрмерой, демонстрирующей Западу и США, что у Кремля еще есть «козыри в рукаве».
Во-вторых, реализация совместных программ позволяет России еще больше вовлекать в орбиту своего влияния Беларусь, социально-экономическое положение которой, вопреки поступающей информации от пропрезидентских СМИ, оставляет желать лучшего.
В-третьих, тесное военно-техническое сотрудничество позволяет российскому ВПК не только поставлять в Беларусь вою продукцию (то есть удерживать рынок сбыта), но и вовлекать оборонный комплекс республики в свой производственный цикл. Учитывая высокий уровень белорусских специалистов, работающих в оборонной промышленности, можно считать, что ВПК России получил существенную помощь.
В-четвертых, использование территории Беларуси для транзита российских грузов позволило России минимально сократить расстояние с российским анклавом в Европе (Калининградом). Это для Москвы является как внутриполитическим достижением, так и внешнеполитическим успехом. Так как многие европейские страны расценят подобное сближение как укрепление позиции России на европейском направлении.
Позиция Запада и США
Реакция США и западных стран на углубление связей между Россией и Беларусью всегда носила сдержанный характер. Однако последние события вызвали обеспокоенность у европейских и американских политиков. Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, мало кто ожидал, что медленный переговорный процесс о намерениях двух стран интегрироваться в одно государство получит новый, достаточно мощный импульс.
Во-вторых, европейские страны, привыкшие наблюдать за постоянными противостояниями между Москвой и Минском, упустили из внимания ту отправную точку, когда разногласия между двумя странами трансформировались в конструктивный диалог, подтолкнувший его участников перейти от слов к делу.
В-третьих, хотя многие европейские эксперты предполагали, что глава российского правительства Владимир Путин по традиции займет место председателя Совета министров Союзного государства, сам факт его назначения вызвал непредвиденную реакцию у политической элиты Европы и США.
В-четвертых, получило дополнительный импульс предположение, что Путин может стать президентом вновь созданного государства России и Беларуси. А это значит, что второй президент России становится первым президентом нового государства, которое он фактически и создал.
А что дальше?
В Москве и Минске понимают, что объединение России и Беларуси уже не за горами. И единственным препятствием на пути образования нового государства является действующий президент Беларуси Александр Лукашенко, вернее его амбиции первого президента. Вероятность, что он останется в истории Беларуси как первым, так и последним президентом, доходит до 100 процентов. Каким образом покинет он свой пост — это вопрос времени. Но то, что после него на карте мира появится новое государство — это уже реально.
На сегодня другие страны мира пока еще не готовы к появлению нового евразийского государства. Однако нежелание политических лидеров принять и оценить существующую реальность может негативным образом отразиться на их же странах.
Фото ogoniok.com