Наверное, сомнения терзали и тех «первопроходцев», кто в тридцатых годах прошлого столетия в КазГУ имени Кирова открыл первую в республике аспирантуру.
Точно так же, но уже спустя почти шестьдесят лет (и под другим названием университета — имени аль-Фараби) в рамках Болонской конвенции здесь начали эксперимент под названием «первый в Казахстане PhD».
Этим летом в КазНУ впервые на всем образовательном пространстве СНГ состоялась официальная церемония вручения дипломов международного образца первому выпуску докторов философии. Пятьдесят девять выпускников докторантуры университета стали обладателями высшей академической степени. Новоиспеченные доктора прошли обучение по сорока пилотным программам, разработанным в стенах национального университета.
Академическую степень молодые ученые получили при поддержке отечественных и зарубежных консультантов, которые регулярно приезжали с лекциями. Государство, в частности Министерство образования и науки, полностью финансировало программу обучения и зарубежные стажировки докторантов, а также визиты зарубежных ученых, которые имели солидный опыт выпуска докторов философии. К слову, в Америке целая армия докторов философии — более 400 тысяч — готовит себе подобных для преподавания в вузах и колледжах.
Приглашение специалистов такого уровня, пожалуй, было самым весомым пунктом финансирования новой казахстанской докторантуры. В 2004 году государство выделило на эти цели миллион долларов. Каждый из 14 факультетов тогда «выписал» из-за границы (США, Великобритании, Голландии, Германии, Австрии, Шотландии, Венгрии, Польши, Канады, Франции, Италии, Испании, Китая и России) ведущего в своей области ученого, который весь год читал лекции преподавателям и магистрантам.
Также светила участвовали в разработке учебных программ для каждой специальности докторантуры и практически по всем отраслям науки кроме тех, которые находятся в ведении отраслевых вузов (сельское хозяйство, медицина, военное дело, физкультура, искусство, архитектура и строительство). Все программы составлены уже с учетом преемственности в цепочке «бакалавриат-магистратура-докторантура», и в русле тенденций развития мировой науки.
Кроме того, на подготовку каждого из докторантов было отпущено по 1 млн 270 тысяч тенге (кроме КазНУ грант получил и Евразийский университет им. Гумилева — на 35 мест). Сумма включала в себя ежемесячную стипендию в 30 тысяч тенге, оплату научным руководителям и поездки на стажировки в зарубежные университеты (два раза в год, в среднем на месяц).
За три года прочитали лекции 150 зарубежных профессоров, все это время докторанты имели доступ к мировым научным библиотекам, принимали участие в международных конференциях и семинарах, публиковали за границей научные статьи и проводили эксперименты в современных лабораториях. У каждого из обучающихся было по два наставника — зарубежный и наш, но со временем, как считает руководство вуза, надобность в приглашении иностранцев отпадет: наши научные руководители будут иметь определенный опыт, а квалификацией они и сейчас обладают достаточной.
Так что же смущает адептов прежней, «советской» системы? Бесспорно, авторитет ее качества признан во всем мире. Но время вносит свои коррективы, и в динамичной, быстро меняющейся современности некоторые основы уже не успевают за заданным темпом. Так, например, более-менее зрелого ученого, способного самостоятельно вести научные исследования, мы получали к шестидесяти годам. Сначала он был специалистом, потом аспирантом, еще позже, после сорока, доктором. Сегодня в западной практике человек делает шаг в большую науку уже к тридцати годам: и американская, и британская образовательные модель подразумевают, что к этому времени он становится вполне зрелой, самостоятельной личностью.
Общепризнанная американская модель послевузовского обучения, которую внедряют уже и многие европейские вузы, весьма близка по духу и нам. Понятие «доктор философии» означает наличие философско-методологической основы подготовки — 2 года докторанты напряженно учатся. Затем следует степень доктора по профилю; это академическая степень, которая после теоретического обучения присуждается за научные достижения в определенной прикладной сфере. Но в американском подходе есть и весомый минус — уровень работы все-таки ниже уровня «советской» кандидатской диссертации. А для нас уровень исследования традиционно важен. Британская модель во многом напоминает нашу советскую школу, только темп обучения менее напряженный, нежели в американской, но зато длится 4 года.
В рамках создания «казахстанской» модели было решено объединить оба направления, и в трехгодичную программу объединили полтора года учебной и полтора года научной программы.
Ведущий ученый в области физики плазмы профессор Парижского университета Клод Дойч (Франция) на торжественном вручении дипломов от имени зарубежных руководителей докторантов, отметил, что событие произошло благодаря усилиям главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. «Я рад, что нахожусь здесь в этот очень знаменательный и важный исторический момент», — сказал профессор.
Практически от всех выпускников докторантуры уже получено согласие на работу в КазНУ. Работы и пространства для роста хватит всем: 14 факультетов, 103 кафедры, 60 международных проектов, 7 научных институтов…
Подготовка первых в стране докторов философии (PhD) по международному стандарту образования, в рамках государственной экспериментальной образовательной программы, началась в 2005 году. Те наши 700 аспирантов, соискателей и докторантов, которые поступали еще по традиционной форме, должны будут успеть защититься до 2011 года.
Назад дороги не будет — нам придется привыкать к новому раскладу в образовательной сфере и действовать уже в этих условиях, находя в них возможность роста, а не повод для ворчания (скорее всего, к 2010 году даже в довольно консервативной России аспирантура трансформируется в четырехлетнюю докторантуру, по крайней мере, так полагают многие эксперты и чиновники).
Новым законом об образовании аспирантура официально отменяется, взамен нее вводится докторантура для подготовки людей с ученой степенью «Doctor of Philosophy». Она примерно соответствует степени кандидата наук и присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук. И квалификация наших научных кадров отныне будет определяться уже по шкале мирового уровня.
Фото mantii.ru