Синьор помидор в оправе из золота - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+10 °C
Алматы
2024 Год
11 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Синьор помидор в оправе из золота

Синьор помидор в оправе из золота

По данным казахстанской статистики в этом году в Казахстан ввезено овощей и фруктов из Узбекистана, нашего главного поставщика "зеленой" продукции, в 21 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

  • 17 Июля 2008
  • 1151
Фото - Caravan.kz

Почему? Такое резкое снижение требует серьезного анализа, а его не видно и не слышно из уст экономистов.
Зато динамика цен на рынках Казахстана очень убедительно говорит о том, что «что-то идет не так». Что же?
В значительной мере мы сами виноваты в том, что попали в высокую степень зависимости от импорта овощей и фруктов. Причины лежат на поверхности и видны невооруженным взглядом.
Недостаточное внимание к сельскому хозяйству, ставшее в постсоветские годы традиционным. Пущенные «под топор» и застройку сады и поля юго-востока Казахстана. Полное отсутствие даже минимального протекционизма на внутреннем рынке для своих производителей перед более сильными конкурентами из Узбекистана и Китая.
Вот и итог: когда такое было, чтоб цена на черешню в июле подбиралась к полутора тысячам тенге? Когда килограмм картошки по цене в это же время превышал доллар в теньговом исчислении? Сегодня это наши реалии.
Видимо, те, от чьих решений зависело развитие нашего потребительского рынка сельскохозяйственной продукции, рассчитывали на его заполнение импортом. Благо, рядом Средняя Азия, которая еще в советские времена была союзной «кладовой» овощей и фруктов. Так оно и было вплоть до этого года.
Почему же произошло такое беспримерно резкое снижение поставок продукции от наших традиционных партнеров? Что это — случайность или начало некоей тенденции? И если второе, то чем может обернуться для Казахстана в перспективе?
Причин падения поставок несколько. Начать надо с объективного фактора: погодные катаклизмы. Минувшая зима выдалась очень холодной у наших южных соседей, весна была поздней и тоже не слишком теплой. Но это, пожалуй, единственная объективная причина.
Стоит сказать следующее. По мере того, как плодово-овощной продукции из Узбекистана становилось все меньше и меньше на нашем рынке, росла доля аналогичной продукции из Китая. Наш «зеленый» рынок в этом плане повторил путь, уже пройденный многими другими сегментами потребления. Вроде бы — что плохого? Нашлась альтернатива среднеазиатским овощам-фруктам. Однако, резкое снижение поставок из Узбекистана, произошедшее в этом году, показывает, что казахстанский рынок зеленой продукции может стать «полем действия» одного поставщика. Стоит ли напоминать о том, что это — неправильно, потенциально опасно для нас еще более резким ростом цен, а то и, при самом плохом варианте, дефицитом важнейших продуктов питания?
Данная ситуация еще раз серьезно напоминает Казахстану о том, что развитие собственного производства вообще и на продовольственном рынке особенно, это непреходящая истина. Очень сложный вопрос, как теперь переиграть все заново и вернуть назад утраченное. Но над ним надо думать, и думать продуктивно и быстро.
Пока решения вопроса как увеличить объем казахстанской зеленой продукции на нашем рынке не найдено, стоит призадуматься и о том, как бы не возникло на нем абсолютного доминирования импорта из той или другой страны. Для чего нужно проанализировать причины возникновения нынешней ситуации.
— Конечно, одной или двумя причинами такое резкое изменение ситуации на рынке не объяснить. Здесь — комплекс причин, внешних и внутренних, субъективных и объективных. Я бы на первые места, кроме климатических колебаний, поставил ужесточение таможенных процедур при импорте фруктов и овощей на казахстанской границе и одновременно, достаточно серьезное их ослабление на таможенной границе России.
Надо признать, что российские власти быстро сориентировались в экономической конъюнктуре и ослабили административный нажим на частных предпринимателей, которые завозят сельскохозяйственную продукцию. И, вероятно, заметная часть тех, кто раньше работал с казахстанским рынком, завозя продукцию из Средней Азии, «перешли» в Россию. А вслед за этим, тоже быстро сориентировавшись, освобожденную узбеками нишу на нашем рынке заняли китайцы. Теперь они чувствуют себя здесь более вольготно, — так видит ситуацию Председатель Совета Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков.
Очень характерный пример. Согласно таможенной статистике, в апреле этого года помидоры из Китая завозились в Казахстан по цене около 120 тенге за килограмм. В то же время их цена на алматинских рынках не опускалась ниже 400 тенге. С ценой доставки и таможенными процедурами они никак не могли стоить больше 150 тенге. По мнению г-на Шестакова, все что свыше — это интересы многочисленных посредников, от которых так и не удается «очистить» короткий, но золотой путь от кузова машины до весов на базаре. Как была у нас не решена проблема «вклада» посредников в ценообразование сельскохозяйственной продукции, так она и продолжает быть. По импортируемым продуктам питания разница между их ценой, заявляемой при пересечении таможенной границы, и отпускной розничной на рынках в 3-5 и даже 8 раз!
Когда-то, лет десять назад, в экономических статьях в казахстанских СМИ был очень распространен такой термин — «расшивка неплатежей». Теперь впору вводить в обиход «расшивку» ценообразования на продукты питания.
— Чтобы государству реально и эффективно участвовать в процессе регулирования инфляционных процессов и стабилизации ценообразования, для начала нужно легализовать на потребительском рынке всех посредников, а в последующем экономическими и административными мерами добиться использования ими принятой в развитых странах маржи в 5-8% — считает г-н Шестаков.
Ну а пока натуральных и экологически чистых овощей из Узбекистана придется еще поискать в развалах китайских и скудных вкраплениях казахстанских.

Фото с сайта http://www.liter.kz