Массовой вырубкой деревьев в Шымкенте были отмечены начало 90-х годов, когда городские власти таким образом принялись «облагораживать» улицы и проспекты от якобы мешающих и стареющих яблонь и акаций.
Впоследствии отношение к деревьям в южном и очень знойном Шымкенте к счастью коренным образом изменилось. И до последнего момента здесь старались максимально бережно относиться к тем деревьям, что еще смогли сохраниться после прежних вырубок, равно как не малые средства были выделены из городского бюджета и на посадку новых саженцев, обустройство парков и аллей.
Однако ситуация развернувшаяся на этой неделе вокруг парковой зоны Дворца культуры «Фосфорников» напомнила худшие традиции времен повального древорубства.
Началось все с того, что бригада хорошо оснащенных рабочих принялась планомерно один за другим спиливать многометровые ясени, распиливать их на чурбаны и куда-то увозить. Вскоре выяснилось, что часть парковой зоны, дотоле считавшаяся целиков в ведении администрации Дворца культуры, принадлежит еще одной частной коммерческой структуре.
Последняя вознамерилась обустроить здесь торговые ряды, и естественно, кардинально избавляется от мешающих базару деревьев.
Местные жители, в том числе пенсионеры-ветераны, многие из которых, по их словам, сами в молодости высаживали эти ясени, смотреть на безжалостное уничтожение не смогли. И потому уже на следующий день у парка «Фосфорников» образовался довольно многочисленный пикет из местных жителей, которые попытались воспротивиться вырубке аллеи.
Дровосеки не вступая в открытый конфликт с общественностью, спокойно дождались второй половины дня. К вечеру, когда народ, уставший от целого дня своеобразного караула, начал расходиться по домам, работы по вырубке возобновились с удвоенной силой.
Наиболее рьяные жители из местной округи тут же вернулись на свои посты. Но, убедившись, что силами рядовой общественности уже мало чего можно добиться, стали обзванивать городские и районные акиматы, требуя вмешательства властей.
Наконец уже довольно поздним вечером акция протеста у ДК «Фосфорник» была замечена властными структурами, и здесь появились представители природоохранной прокуратуры, в чью компетенцию непосредственно и входит надзор и пресечение незаконных вырубок зеленых насаждений.
После этого и со стороны дровосеков определился хозяин, который заявил, что данная земля принадлежит ему, и все документы на уничтожение зеленых насаждений у него имеются.
Правда, никаких документальных подтверждений своих слов он не предоставил, сославшись, что «весь пакет лежит дома».
Реакция сотрудников природоохранной прокуратуры была однозначна — на уничтожение парковой зоны требуются особые разрешения, согласованные между целым рядом органов. И в последнее время подобные документы в Шымкенте, как уверяют в прокуратуре, никому не выдавались.
Тут же на месте природоохранники вынесли запрет на дальнейшую рубку, а также заверили общественность, что подготовят постановление о возбуждении уголовного дела сразу по ряду статей относительно незаконного уничтожения парковой зоны.
— Хотя предприниматель заявляет, что у него имеются все документы, мы будем решать вопрос об ответственности тех лиц, которые дали разрешение на порубку деревьев, — говорит Абдуталип Мустафаев, прокурор природоохранной прокуратуры ЮКО.
Однако победное вмешательство прокуратуры в борьбу за парковую зону закончилось несколько непонятно. Прокуроры удалились восвояси, якобы готовить материалы на нарушителей. А между тем дровосеки вновь принялись рубить ясени.
Пока еще в парковой зоне остается значительное количество деревьев — но кто успеет быстрее сделать свое дело: природоохранная прокуратура, или дровосеки, — неизвестно…