Уральскому дому Карева - 105 лет - Караван
  • $ 521.81
  • 543.67
-2 °C
Алматы
2024 Год
29 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Уральскому дому Карева - 105 лет

Уральскому дому Карева - 105 лет

В Уральске Большой дом Карева знают все. Вот уже больше ста лет он является центром культурной жизни города.

  • 24 Февраля 2005
  • 7848
Фото - Caravan.kz

И не только. Еще с царских времен и по сей день, в нем размещаются лучшие городские магазины. За всю историю дома в нем квартировали свыше ста (!) различных учреждений.
Однако помимо радостных и значительных для истории воспоминаний дом к своему юбилею накопил целый воз проблем.
История постройки Каревского дома, как гласит народная молва, началась с того, что купец Овчинников построил свой двухэтажный дом.
Построил и давай хвастаться перед другими купцами: «Я на балконе своего дома каждый день пью чай и любуюсь рассветом и закатом». Так надоел он своим хвастовством купцу Кареву, что тот сказал: «Полюбовался и хватит, больше не будешь». Прямо напротив дома Овчинникова он построил свой, вдвое выше и в несколько раз больше.
Однако грандиозное по тем временам строительство не принесло счастья Александру Тимофеевичу. А напротив стало причиной его гибели. Рассказывают, что в день новоселья, купец узнал о том, что строительство фактически его разорило. В праздничный вечер вместе с многочисленными гостями он изрядно выпил, затем вышел на балкон и на глазах у прогуливавшихся горожан упал с него и разбился насмерть.
Сделал ли он это намеренно или упал случайно до сих пор неизвестно. Этот факт, наряду со многими другими, остается одной из тайн Каревского Дома.
Позже в годы революции, в селе Серебряково скончалась от тифа и хозяйка дома — Дарья Федоровна, куда она бежала, опасаясь преследования большевиков.
С момента смерти своего создателя Большой Дом, как до сих пор величают его уральцы, зажил своей особенной жизнью, став неотъемлемой частью истории города.
Александр Тимофеевич строил Дом как торговый, доходный. И потому, согласно его замыслу, первый этаж сдавался под магазин, второй под офицерское собрание, потом его занимал Коммерческий клуб. А на третьем этаже размещалась гостиница, о чем еще не так давно свидетельствовало слово «номера», выведенное крупными черными буквами на северном торце здания. Номера в Каревском Доме считались лучшими в городе. Недавно слово закрасили. Хорошо, что еще не сняли с фронтона здания табличку с датой постройки «1900 год», но об этом отдельно.
А тогда, в годы молодости Дома до утра гремели балы в офицерском собрании, в Коммерческом клубе на втором этаже. А на третьем этаже, начиная с 1914 года, шумные гимназисты резвились в перемены.
После революции первый этаж также отводился под магазины, второй под различные учреждения, позже частично был отдан публичной библиотеке. На третьем этаже одно время также была гостиница, затем — редакция областных газет «Приуралье» и «Орал онiри».
В годы Великой Отечественной в Каревском Доме располагался госпиталь. Уральские школьники устраивали для раненых бойцов концерты. Зрителей усаживали прямо на ступени парадной лестницы, ведущей на второй этаж, а вестибюль внизу использовали как сцену. После войны на втором этаже расположилась Народная филармония. Кстати, по акустике зал Уральской областной филармонии считается лучшим в Казахстане. В этом зале выступали многие звезды казахстанской и российской сцены.
А не так давно Марат Бисенгалиев создал в Уральске камерный оркестр из местных дарований. Причем он подарил музыкантам уникальные инструменты 19 века, которые привез из Великобритании. Теперь на выступления оркестра уральцы могут попасть не чаще двух раз в год, такой плотный график гастролей у талантливого коллектива.
О Каревском доме, о людях в разные годы работавших здесь, можно рассказывать очень долго. За сто пять лет Дом накопил много радостных и не очень историй.
К одной из трагических можно отнести и историю медленного разрушения самого дома. Годы не щадят и здания. Ржавели и разрушались водосточные трубы. Стекавшая с крыш вода подтачивала углы, да и весь фундамент Дома. Заливаются водой довольно часто подвальные помещения. Едва держатся великолепные кружевные балконы на затейливых чугунных кронштейнах.
А 25 марта 2000-го зачем-то разрушили арку ворот. Вместо нее сделали другую, из силикатного кирпича. Могли бы и не стараться. Белая арка с домом из темно-красного кирпича сочетается также как седло и корова. Правда, городские власти сделали и кое-что хорошее. В сентябре 2001-го закончились строительно-реставрационные работы в Каревском, вернее не во всем доме, а только на фасаде и внутри той половины второго этажа, что занимает филармония.
Реставрацию вело ТОО «Бонита инженеринг», за что ему — ТОО огромное спасибо от уральцев и всех казахстанских ценителей старины. Мастера постарались на славу. Двери и бронзовую фурнитуру привезли из Москвы, мебель и люстры — аж из Италии. Парадные лестницы до третьего этажа теперь из мрамора или под мрамор, а выше — обшарпанные, стертые за столетие каменные ступени.
Вестибюль на первом и холл на втором тщательно отделаны. Покрашен фасад и торцы здания, перекрыта крыша. Филармония преобразилась, но она занимает только часть Дома. Почему-то библиотеку, притом одну из старейших по собранию книг в Казахстане отремонтировать не посчитали нужным. Это и понятно. Заезжие знаменитости и городское начальство в библиотеку не заходят. С глаз долой — из сердца вон, согласно этой поговорке и ведут себя местные чиновники.
Раз библиотека не на виду, то и ремонтировать ее не стоит. Она же для народа. А то, что в ней хранятся жемчужины культурного наследия, библиографические редкости, так кто это теперь знает и помнит? Уж во всяком случае, не городские чиновники.
К тому же многочисленные арендаторы постоянно устраивают на первом этаже Дома всевозможные ремонты и перепланировки, меняют внутренний и внешний дизайн. Уродуя тем самым весь фасад здания и весь его архитектурный облик.
В России уже действует закон, согласно которому любой нувориш, пожелавший купить в собственность или арендовать памятник архитектуры, обязан провести на свой счет реставрационные работы под контролем муниципального архитектора, да так, чтобы максимально воссоздать первоначальный облик, внутреннюю отделку и обстановку(!), изначально задуманную проектировщиками здания.
Если это условие не выполняется, то права на собственность или аренду отнимаются государством. А у нас кто во что горазд. Памятник там или не памятник, кто как хочет, так и переделывает. Стоило бы эту практику прекратить, особенно учитывая тот факт, что архитектурных памятников в Казахстане не так уж и много. И закон, подобный российскому о сохранении архитектурного наследия нам бы тоже не помешал.
А пока остается надеяться на качество старинных материалов и добросовестность строителей прошлого, благодаря которым до наших дней достояли многие здания, в том числе и Большой Дом Карева.