Картинка из жизни. Семья знакомого казаха в Алматы. Жена, уходя на работу, говорит мужу:
— Постирай, пожалуйста, белье, я не успела вечером. И обед приготовь к часу дня, приеду.
Эмансипация казахстанских женщин, особенно в городах уже не просто факт, а реальность. Они хотят добиться равных прав с мужчинами, и зачастую это у них получается. Если к тому же работа позволяет зарабатывать большую часть семейного бюджета, то можно с большей долей уверенности говорить: муж сделает все, что бы жена не попросила.
Что касается Узбекистана, то здесь гендерные вопросы находятся в таком глубоком месте, в каком не находится ни один другой вопрос. Об этом же говорят и итоги социсследования.
Работа
На вопрос «Должна ли женщина работать?», подавляющее большинство опрошенных (76,7 %) дало утвердительный ответ: «да, должна». При этом почти каждая пятая (18,6 %) твердо сказали «нет», а 4,8 % затруднились ответить.
Интересная деталь, среди сельских женщин больше (20 %), чем среди городских (16,1 %) тех, которые считают, что женщина вообще не должна работать, ее призвание — заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей.
Подобные вгляды в основном распространены среди молодых женщин, а также среди лиц с неполным средним и средним образованием.
На уточняющий вопрос «Почему женщина не должна работать?», — 48,3 % опрошенных считают, что главная обязанность женщины не работа, а семья.
20,5 % полагают, что работающая женщина меньше уделяет внимания воспитанию детей. И добавляют, «женщина не должна зарабатывать деньги — это обязанность мужчины. Работающая женщина меньше внимания уделяет мужу».
Как рассказывает жительница Ташкента Мухаббат Р.: «Мне повезло в жизни, когда я встретила своего будущего мужа. Он у меня не только работящий, но и внимательный. Часто по вечерам помогает мне тем, что следит, как дети делают домашнее задание. Главное, не пьет и все заработанное несет домой». Это очень характерно именно для узбекских женщин. Семья, муж, родственники, семейные торжества и обновы — вот, наверное, главное в их жизни. И еще общение с ровесницами, когда они часами могут обсуждать те или иные проступки соседской невестки, подарки к свадьбе далекого родственника. А то, что муж некоторое время уделяет детям — большой прогресс, о котором стоит мечтать.
Бизнес
Под «бизнесом» в Узбекистане зачастую понимают предпринимательскую деятельность, которую принято называть «челночной». Остальное: перепродажа сельскохозяйственной, молочной и мясной продукции, сигарет, жевательных резинок и другой мелочи — именуется как «иш» (работа — прим. А.А.).
Опрос подтверждает, что около половины женщин (45,4 %) желает заниматься частным предпринимательством. В то же время почти каждая вторая (48,6 %) узбекистанка не хочет заниматься самостоятельным бизнесом. В сфере так называемого «бизнеса» чаще всего задействованы вдовы (17,4 %), разведенные (11,1 %), женщины 40-49 лет (11,5 %), 50 лет и старше (13 %).
Зачастую именно частное предпринимательство является в Узбекистане возможностью хоть как-то поправить финансовое положение семьи. У первых и вторых нет дома основного кормильца, у третьих причина тоже на поверхности — подросшие дети требуют к себе меньше внимания и более самостоятельны.
Торговка с одного из рынков Ташкента Инобат К. уверена «что только за счет предпринимательства могу позволить оставшимся после смерти отца четырем детям ходить достойно в школу. То есть быть опрятно и чисто одетыми. Встаю в четыре утра, чтобы успеть к пяти на работу. У приезжих сельчан оптом покупаю сузьму и потом продаю ее в розницу. Если бы муж был жив, я бы никогда здесь не сидела, тем более в такой холод».
Замужество
Контингент в 19,5 % те, кто вышли замуж в возрасте 16-18 лет — это тоже большая проблема Узбекистана. Удивительно то, что браки до 20 лет характерны и для городских женщин. Так, среди опрошенных горожанок в возрасте 16-18 лет вступили в брак 18,1 %, среди сельчанок — 20,8, в возрасте 19-20 лет, соответственно, 37,4 и 41,6 %.
Абсолютное большинство женщин, по данным исследования, вступают в брак в возрасте до 25 лет. Среди опрошенных они составили 92,9 %, в том числе среди сельских женщин — 95 % и городских — 89,2 %.
Нет ничего удивительного в том, что узбекистанки с высшим образованием реже вступают в брак в раннем возрасте. Так, среди этой группы опрошенных вступили в брак в возрасте 17-18 лет всего 6,7 % женщин и 19-20 лет — 24,4 %. Однако общая тенденция вступления в брак до 25 лет характерна и для женщин с высшим образованием (81,5 %). Следует указать, что наибольшая доля вступивших в брак в раннем возрасте отмечается среди женщин с неполным средним образованием (48,6 %). Зачастую именно раннее замужество становится главным препятствием для получения более высокого образования.
21-летняя Шахноза Ю. считает, что «раннее замужество закрывает все пути. Сейчас у меня уже четверо детей и ничем другим, кроме их воспитания, заниматься не хочу. Муж хорошо зарабатывает, поэтому материальных затруднений не испытываю».
При всех кажущихся недостатках, в подобной ситуации хотели бы оказаться многие женщины Узбекистана. Сейчас, когда на первый план в любой семье вышел материальный достаток, о другой участи мало кто мечтает.
Внебрачные дети
93,6 % опрошенных отрицательно относятся к рождению детей вне брака. При этом, необходимо особо отметить, 41,2 % относятся к подобному явлению «очень отрицательно».
Еще одна интересная особенность: ни одна из опрошенных женщин в возрасте до 24 лет не сказала, что положительно относится к рождению детей вне брака. Это говорит о традиционности взглядов, высокой требовательности к морально-нравственным устоям семьи.
Об этом же говорят ответы узбекистанок на вопрос о многоженстве.
Мужчине-мусульманину, как известно, ислам разрешает иметь до четырех жен при условии их хорошего материального обеспечения.
Узбекистан — светское государство, и многоженство здесь запрещено, но тем не менее ответы узбекистанок на этот вопрос весьма интересны.
93,8 % опрошенных женщин негативно относятся к многоженству, причем каждая вторая (50,4 %) особенно резко высказались по этому поводу. Терпимы к этому явлению 2,6 %, одобряют — 0,9 %.
Как считает известный узбекский специалист по вопросам брака и семьи, не пожелавший назваться: «Узбекские женщины до сих пор сильно зависят от своих мужей. Даже в семьях, где большую часть бюджета формирует женщина, мужчина традиционно считается главой семьи, что, естественно, оставляет за ним право последнего слова».