Слова, которые сорвались... - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+5 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Слова, которые сорвались...

Слова, которые сорвались...

Современному человеку, знакомому с работой журналистов по газетным статьям, телевизионным передачам и информации сети Интернет, кажется, что профессия наша полна романтики и загадочности. Не знаю, кто как, а для меня эта работа одновременно отдушина и тяжелая ноша.

  • 26 Июня 2008
  • 1267
Фото - Caravan.kz

Придя в эту сферу девять лет назад, сначала в качестве внештатного автора городских газет, а потом и корреспондента негосударственного печатного органа под громким названием «Альтернатива», я раз и навсегда поняла, что до сих пор занималась не своим делом.
Оказалось, что нет ничего лучше, чем постоянно находится в поиске тем, общаться с интересными людьми, писать о достижениях и проблемах. И как прекрасно начинать каждый день с чистого вордовского листа!
Я даже не представляла, что не буду расстраиваться из-за внезапно обрушившегося плана провести вечер в кругу знакомых. Факт, что утром не знаешь, как завершится день, уже не волнует по той простой причине, что каждый час приносит новые знания и впечатления.
Словом, работа наша — это тяжкий труд, но после тяжелого рабочего дня, сидя вечером за столом и занося в записную книжку список неотложных дел, я живу уже завтрашними впечатлениями.
Не знаю, как сторонний читатель, но мое отношение в профессии журналиста разделит если не каждый мой коллега, то многие. Потому что практически все из них отдали любимому делу от 5 до 25 лет и даже выйдя на пенсию, продолжают трудиться, потому что физически не могут сидеть сложа руки, убрав в ящик стола ручку и блокнот. Ой, простите, диктофон и фотоаппарат. Сегодня наш инвентарь несколько видоизменился, благодаря техническому прогрессу.
Не изменилось отношение к журналистам. Буквально вчера один из знакомых признался: «Не люблю я журналистов!». «Почему?» — спрашиваю и слышу историю о том, что много лет назад о моем собеседнике написали статью, не проверив данные и не побеседовав с героем материала.
Но неужели однажды столкнувшись с недобросовестным корреспондентом районной газеты, надо огульно хаять всех журналистов? Впрочем, у кого из пишущей братии не было в работе ошибок и досадных оплошностей. Ну как, скажите, пережить срам, когда подготовив статью, согласовав ее с интервьюером, ты видишь в свежем номере газеты неправленный материал. А ведь лично проследил, чтобы все поправки были внесены в текст…
Не уверена, что герой той моей статьи до сих пор не чертыхается, вспоминия о той передовице. Правда, можно и редактора пожурить, что не проследил за версткой, и дежурного обвинить в халатности. Если никогда не дежурил в редакции в «газетный» день, не сидел допоздна, внося правку в макетные полосы будущей газеты, не ждал до трех часов ночи материалы акимата, которые непременно должны быть опубликованы в этом номере, из-за чего «слетела» вымученная и оттого такая дорогая тематическая полоса.
Известно вам все это? Если да, то вы журналист, работающий в газете провинциального города, чей рынок периодической печати представлен чуть более 10-ю газетами. Правда, в Жамбылской области в данное время зарегистрировано 60 средств массовой информации, из которых из которых 22 — государственные, 38 — негосударственных. На государственном языке выпускаются 13 СМИ, 12 — на русском, 35 выходят в казахско-русском варианте. В области издаются 52 газеты, 5 журналов, ведут трансляцию 2 телеканала и вещает одна радиостанция. Также жители города Тараза имеют возможность смотреть каналы 2 пунктов кабельного телевидения.
Но одни газеты выходят раз в квартал, другие — по мере возможности. Например, корпоративные издания выпускаются к профессиональному празднику, Дню сотрудников налогового комитета или, там, финансовой полиции.
А в том, что количество журналистов в области не так велико, видно невооруженным взглядом. Некоторые мои коллеги работают сразу в трех изданиях. Кто-то скажет, зачем так себя утруждать, ведь считается, что зарплата у журналиста приличная, и делать ничего не надо — сиди, пиши.
Я постоянно пытаюсь развеять подобные стереотипы, приводя примеры из личной практики. Самую высокую заработную плату в Таразе получают сотрудники областных газет «Ак жол» и «Знамя труда», учредителем которых является акимат области. Чуть меньше получают сотрудники городской газеты «Жамбыл-Тараз». Не жалуются на зарплату журналисты из негосударственной газеты «Магнолия», где руководство со временем научилось ценить кадры, устав от перманентной их текучести. Помнится, за пять лет там сменилось пять главных редакторов, а журналисты не задерживались больше полугода. И дело было не столько в оплате труда, сколько в условиях. Самая популярная газета города долго не понимала, что человеку, обеспечивающему эту самую популярность, нужно иметь хотя бы стол, за которым можно спокойно работать. О том, чтобы получить отдельный кабинет, здесь и не мечтали.
Если это кажется ужасным, то в остальных редакциях газет, название которых я не буду называть, чтобы не навлечь на себя гнев их всесильных учредителей, к журналистам относятся еще хуже. Приглашая на работу человека, ему обещают золотые горы, а в итоге держат его только на авансах, сетуя на тяжкое финансовое положение. В одной из редакций, рассказывали мне, зарплату однажды выдали колбасой. Учредитель владеет сетью колбасных цехов.
Ругать журналистов легко, а вы попробуйте войти в положение корреспондента провинциальной газеты, полностью зависимой от воли учредителя. Лично у меня язык не поднимется назвать их продажными — они не продаются, они выживают в условиях, когда профессия журналиста стала тяжелой и опасной, когда на каждом углу кричат о свободе слова, и в то же время втаптывают эту свободу в грязную смесь личных предпочтений и амбиций.
Поэтому в Таразе остались только самые стойкие и крепкие журналисты, выполняющие миссию сплочения журналистских рядов, сохранения высокого уровня жамбылской школы. И чего греха таить, подготовить еще пару-тройку хороших кадров для газет Астаны и Алматы. Приятно, знаете ли, читать знакомые фамилии в центральной прессе.
На днях проблемы СМИ были обсуждены на заседании «круглого стола» «Информационное пространство — настоящее и будущее», организованного Жамбылским областным филиалом НДП «Нур Отан».
Уже два года в Казахстане реализуется «Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 годы». Причем разработчиками этого документа предусмотрено два этапа развития.
Первый этап, рассчитанный на 2006-2008 годы, предусматривает совершенствование законодательства по вопросам информационной сферы; дальнейшее развитие отечественных СМИ, стимулирование использования государственного языка отечественными СМИ; создание максимально конкурентных условий на информационном рынке; преодоление технологического отставания и модернизацию национальной информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Второй этап стартует в 2009 году, и предполагает дальнейшее развитие информационного рынка и повышение страновой конкурентоспособности; создание условий для нового рывка в информационной сфере.
Также Концепцией предусмотрено внедрение и развитие в республике цифрового телевидения.
Впрочем, сами участники «круглого стола» сразу договорились, что будут обсуждать не масштабные вопросы развития повышения конкурентоспособности региональных СМИ, а узкие, животрепещущие и, к сожалению, болезненные.
В частности, это отсутствие в газетах материалов критического характера, полное и подробное раскрытие общественных и социально-экономических проблем, слабая пропаганда языковой политики.
Сразу скажу, что критика задела за живое главных редакторов местных средств массовой информации. «Но как, скажите, писать критические материалы, если сразу после выхода в номера в адрес редакции приходит судебный иск или претензия», — вспыхнула главный редактор газеты «Новый Регион» Лариса Сафонова. «А вы пишите объективно», — посоветовали ей.
Но все понимают, что и объективные статьи порой становятся причиной долгих судебных споров, в итоге приводящих к тому, что журналист просто сдается и уходит в другую сферу деятельности. Правда практика показывает, что через год, когда страсти утихают, он опять идет работать в газету. Потому что эта профессия сродни наркотику — один раз попробовав, остановиться невозможно. Остаешься зараженным на всю жизнь, пока есть силы держать ручку…
С праздником, коллеги!