Запрещение разрешений - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Запрещение разрешений

Запрещение разрешений

Состоявшееся на днях заседание правительства, возможно, станет этапным для казахстанского предпринимательства и улучшения всего бизнес-климата Казахстана.

  • 23 Июня 2010
  • 2269
Фото - Caravan.kz

Так считают многие казахстанские бизнесмены, сполна испытавшие все «прелести» наших отечественных бюрократических процедур, связанных с открытием и существованием собственного дела.
И вот, кажется, «лед тронулся». Правительство одобрило законопроект, предусматривающий упрощение и сокращение 331 вида разрешительных документов (из 1 015 действующих).
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительной системы», который предусматривает корректировку 6 кодексов и 41 закона, вынесла на обсуждения в Кабинет министров в понедельник, 14 июня, министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова.
Представляя законопроект, министр подчеркнула, что в рамках оптимизации разрешительных процедур законопроектом впервые вводится двухдневный срок для проверки на полноту документов, представляемых предпринимателями для получения лицензий. А раньше этот срок, только чтобы узнать, все ли нужные документы собраны, мог затянуться и на месяц — чиновника никто во времени не ограничивал…
Я помню, как пару лет назад меня поразил рассказ одного знакомого, решившего начать свой маленький бизнес. Только открытие небольшого магазинчика и парикмахерской, как рассказал он, заняло у него восемь месяцев «походов» по разным инстанциям и потребовало 116 различных документов!
Число чиновников в Казахстане растет с небывалой быстротой. И каждая такая государственная «контора» плодит бумаги, распоряжения, инструкции и указания, в которых наш бизнесмен запутывается, как рыба в сети.
Еще несколько лет назад сам Президент обратил внимание правительства на то, что количество различных разрешений и согласований для бизнеса явно чрезмерно. А в своем последнем Послании народу он прямо дал поручение Кабмину: освободить дорогу для бизнеса, сокращать разрешительные процедуры.
И вот эта работа вышла на финишную прямую. Теперь одобренный проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительной системы» должен поступить в профильные комитеты Мажилиса, три — четыре месяца обсуждений — и новые изменения в правилах могут вступить в действие. Казахстанские предприниматели вздохнут с облегчением.
Процесс сокращений инициировали в министерствах и ведомствах. И оказалось, что это было правильное решение. Министерства словно «соревновались» в том, кто больше «обрежет» свои разрешительные полномочия.
Наибольшее число сокращений представило МЧС. Из представленных 196 видов предложено урезать 157, то есть 80%. На втором месте — МЭМР, который намерен отказаться от 38 разрешительных документов. МТК предлагает сократить 27 документов, МИТ и АРЕМ — по 17.
В рамках упрощения разрешительных процедур для всех государственных органов будет использован принцип «одного окна». Сейчас уполномоченный орган, выдающий лицензию, сам направляет документы лишь на согласование в органы СЭС, МЧС, ядерной, радиационной, промбезопасности и госэнергонадзора, охраны окружающей среды. По новому законопроекту планируется обязать лицензиара получать согласование у всех необходимых госорганов. Причем проверять пакет поданных документов на полноту лицензиар должен не более двух дней. Потом госорган уже не имеет права отказать заявителю в выдаче лицензии по данному основанию.
Законопроектом предусматривается внедрить принцип «молчание — знак согласия». Если лицензиар не предоставил в установленные сроки мотивированный отказ, разрешительный — документ считается выданным, а процедура — одобренной. Так что чиновникам не удастся «отмолчаться».
Планируется сократить десятки видов разрешений, в том числе: на производство строительно-монтажных работ, на международные регулярные пассажирские перевозки; на ввоз (вывоз), хранение (использование) множительно-копировальной техники цветного изображения; на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств из-за границы; на ввоз (вывоз) юридическими лицами гражданского и служебного оружия и патронов к нему и множество других.
Проект нового Закона — результат эффективного сотрудничества правительства, бизнес — сообщества и международных организаций. Это итог большой и сложной работы, продолжавшейся в течение полутора лет. Самое главное, что сегодня в целом создана концептуальная основа оптимизации разрешительной системы в отечественном бизнесе, считают предприниматели. Однако, говорят они, и нынешний вариант Закона, при всех его положительных качествах, мог бы быть лучше. Например, бизнесмены предложили поправки в Налоговый, Административный и Экологический Кодексы Республики Казахстан, а также в законы Республики Казахстан «О зерне», «О лицензировании» и «О банкротстве», «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».
Они касались исключения целого ряда действующих видов лицензирования. В частности, исключения из лицензируемых видов импорта и экспорта товаров, так как статьей 11 Закона устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, каждый из которых предполагает лицензирование действий, связанных с осуществлением импорта и экспорта.
Были внесены предложения по сокращению сроков проведения экспертизы. Предлагали исключить требования нотариального заверения ряда документов (свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет) при финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий.
Не все вопросы получили свое окончательное разрешение и требуют дальнейшей доработки. Например, освобождение предпринимателей от уголовной и административной ответственности в случае реализации права на лицензируемую деятельность «по умолчанию» (автоматическое лицензирование) — эта проблема окончательно не решена. Возможно дальнейшее сокращение и самой сферы лицензирования за счет исключения лицензирования различных подвидов предпринимательской деятельности.
А впереди — работа в рамках Таможенного союза. Чтобы не потерять достигнутые преимущества, одного этого Закона, снижающего административное давление на бизнес, недостаточно. Предприниматели предлагают ряд последующих шагов. Они считают необходимым теперь, при принятии новых законов либо изменений в действующее законодательство ввести соответствующую экспертизу. Чтобы исключить противоречия с новым механизмом проверок и разрешительных процедур, предотвратить их необоснованное расширение.
Должен быть обязательно законодательно утвержден ежегодный мониторинг законодательства — для дальнейшей оптимизации систем контроля и лицензирования.
Необходимо также перевести в течение двух ближайших лет процесс проверок субъектов предпринимательской деятельности в электронный формат.
И еще одно важное решение было принято. Бизнесмены долго и настойчиво поднимали перед правительством вопрос сохранения налоговых и таможенных преференций, связанных со свободными экономическими зонами (СЭЗ) и режимом «Свободный склад».
Возможность сохранения для резидентов СЭЗ и свободных складов, зарегистрированных до 1 мая 2010 года, действующих тарифных льгот, а также национальных критериев достаточной переработки до 1 января 2017 года позволит казахстанским компаниям сформировать необходимый потенциал конкурентоспособности и постепенно трансформировать систему сертификации.
Тем более, что для резидентов СЭЗ и свободных складов, которые будут зарегистрированы до 1 января 2012 года, товары, вывозимые с территории СЭЗ и свободных складов на остальную территорию Таможенного союза, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, при условии соблюдения критериев достаточной переработки, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза.
Это не «подарок» от министерства, а реальная оценка экономической ситуации и результат компромисса. Наши бизнесмены смогут накопить силы и средства, чтобы на равных конкурировать с россиянами и белорусами.
То, что бизнесу открывают дорогу, очень хорошо. Но у этого процесса есть и вполне весомая финансовая и материальная составляющая. По подсчетам МЭРТ РК предполагается, что лицензионно-разрешительный документооборот уменьшится примерно на 881 тысячу единиц в год. Ожидаемая экономия временных и финансовых затрат предпринимателей составит примерно 27 млрд. тенге.
Оказывается, убирать барьеры с дороги бизнеса — это еще и выгодно!