Рынок труда: взгляд изнутри - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+20 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рынок труда: взгляд изнутри

Рынок труда: взгляд изнутри

Сижу, просматриваю очередное резюме. На рынке труда кризис, поэтому количество поступающих резюме значительно больше, чем раньше. Уже второй год как рынок Работника превратился в рынок Работодателя.

  • 16 Июня 2010
  • 2736
Фото - Caravan.kz

Балом правит Работодатель, а потому требования к кандидату выше. Но что интересно, качество резюме поступающих на должность офис-менеджера и на должность финансового менеджера, могут быть одинаково низкими. Работодатель прессует своего HR-директора и настойчиво повторяет: «На улице кризис, хорошие и дешёвые кадры под ногами валяются».
Стоит признать, цена труда работников сильно упала. Но выросло ли их профессиональное качество? Как в присказке про перемену мест слагаемых, когда сумма не меняется: в кризис, количество профессионалов не увеличилось.
Однако, ради справедливости, стоит упомянуть, что появилась возможность провести в 2-3 раза больше собеседований, чем в докризисный период.
Рынок труда наиболее сильно ощущает дыхание дикого капитализма. Но, если работодатели довольно быстро перестроились под новые требования, то большинство работников (безработных) всё ещё пребывают в докризисном состоянии и упорно следуют старой модели поведения.
Как у врачей и бухгалтеров, так и у специалистов, работающих в сфере человеческих ресурсов, со временем появляется своя «коллекция приколов».
Так, в резюме пишут: «Личные качества — всегда нахожусь в хорошем настроении», «Навыки: закончил курсы компьютерной грамотности, но владею не очень хорошо», из резюме офис-менеджера: «Достижения: с раздатчицы до кассира!».
Отдельная тема — фотографии сопровождающие резюме, некоторые из них точно ускоряют процесс принятия решения об отказе. Например, фотографии с домашней «фотосессии» на фоне дивана или между штор, фотографии с претензией на размещение в рубрике «интим-фото», снимки парнишек в шапке-петушке и в пальто, или с последней посиделки в кафе с затуманенным от изрядного количества спиртного взором.
Самые частые фото — девушек с взглядом «хищниц» (неважно, что подумает работодатель, главное ей самой нравится!) и ребят на фоне чужой машины — в чёрных очках.
В голове крутится резонный вопрос: «О чём думают люди, таким образом, составляющие резюме и сопровождающие его подобными фотографиями и комментариями?».
Никоим образом не хотелось бы кого-то обидеть — сама проходила через шестимесячный период поиска работы, когда, окончив университет на красный диплом, оказалась нигде не востребована, так как всем были нужны только готовые специалисты. Благо, извлекла из вынужденного простоя максимальную пользу и в дальнейшем таких ошибок не совершала.
Если рынок труда дословно — это рынок, то работник, соответственно, товар. А товар должен хорошо продаваться. Для того, чтобы хорошо продаваться, он должен грамотно себя рекламировать, о чём речь шла выше, а также, что самое главное — обладать востребованным рынком определённым набором качеств и свойств, о чём речь пойдёт ниже.
Имеется некоторая особенность в подаче между теми, кто позиционирует себя образованным городским специалистом и образованным специалистом из региона. Если первые очень много вкладывают в саморекламу и любят себя как следует попиарить, то вторые, иногда имея куда больший потенциал, чем первые, абсолютно не умеют себя подать. Понимаю, называть живого человека товаром жестоко, но таковы реалии рынка труда. Можно, конечно, заниматься самообманом, но тогда просто потеряешь, то, что дороже золота — время.
Порой складывается впечатление, что 99% всех кандидатов на вакантные должности понятия не имеют, чего они хотят добиться в плане карьеры.
Многие предпочитают плыть по течению, обозначив себе какую-то отдалённую перспективу, но при этом ничего не делая ради достижения указанной цели.
Так к примеру, на вопрос: «А кем Вы хотите стать после того как проработаете на должности, на которую Вы претендуете, 1-2 года?», получаю ответ — «отделом кадров», «финансовым директором».
На следующий вопрос: «А что такое отдел кадров, кто входит в его состав?» или «А чем по-вашему, занимается финансовый директор, и чем он отличается от главного бухгалтера?», слышу в ответ… А ничего не слышу, либо что-то невнятное, либо просто вижу перед собой впавшего в ступор кандидата, которого нужно срочно выводить из этого состояния, пока он не понёс полную околесицу.
Соответственно, человек, который очень расплывчато себе представляет своё профессиональное будущее, теряет большую часть своего свободного времени, шансов и возможностей, чтобы развить у себя перечень навыков и способностей, необходимых для достижения определённых карьерных целей.
Некоторые люди, находясь в интуитивном поиске самого себя, меняют разные по характеру должности и переходят в разные сферы. К примеру, молодая женщина всё время работает в сфере гостиничного бизнеса или розничной торговли, а в 28-30 лет устав от такой работы, начинает искать себя в сфере, связанной с более сидячей и бумажной работой. Естественно, такие поиски приводят к разочарованию. Потому, что ей такой продуктивной и смышленой, готовы платить в четыре раза меньше, чем она себе наметила.
Каждая отрасль имеет схожую структуру: подмастерья и ученики (помощники, ассистенты), мастера средней руки (менеджеры среднего звена, специалисты), смотрящие (менеджеры с некоторыми управленческими полномочиями), начальники и топ-менеджеры. Учредители же на рынке труда не обозначены, так как находятся вне него и существуют по своим законам.
Так вот, когда люди мечутся из одной сферы в другую, им частенько не достает понимания того, что две-три карьерные ступени, преодолённые ими в одной отрасли, могут оказаться совершенно невостребованными в другой. К сожалению, таких людей предостаточно. Возможно, вследствие всё ещё невысокого уровня конкуренции среди настоящих профессионалов, на сегодняшний день мало кто серьёзно и основательно планирует свою карьеру. А в результате мы получаем большое количество работников с достаточно высоким заложенным природой потенциалом для роста, но не обладающих большинством требуемых навыков и способностей. А это значит, отсеиваемым ещё на периоде просмотра резюме.
Имеется и другая крайность, когда какой-либо человек, обозначает себе задачу занять определённую должность и целенаправленно посещает пару тренингов и курсов. Но одно дело просто пройти какой-либо курс или тренинг для того, чтобы иметь соответствующую галочку в резюме, а другое — идти на указанные курсы и тренинги для того, чтобы действительно извлечь из них пользу.
Посещала как-то один тренинг, нас там было 12 человек от разных компаний. По моим наблюдениям, больше половины просто пришли отдохнуть от работы и тренера почти не слушали.
Была также у меня на собеседовании женщина, которая позиционировала себя как сильный специалист в указанной сфере. В процессе собеседования в непринуждённой форме ей была предложена пара профессиональных вопросов, на которые кандидат не ответила или уклончиво что-то сказала.
На следующий вопрос: «На должности, которую Вы сейчас занимаете (речь идёт о работающем кандидате параллельно ищущим работу) Вы получаете заработную плату в _Х_ тенге, а на этой должности будете получать на 30 000 тенге больше. Как Вы думаете за счёт каких своих профессиональных навыков и способностей, Вы можете претендовать на такой оклад?», последовал ответ: «Я прошла курсы, а значит, я теперь стою намного дороже и имею право претендовать на больший оклад». То есть, в данном случае форма не соответствовала содержанию.
В результате получается, что на рынке труда, именуемом сегодня рынком Работодателя, в большей части своей, либо форма не соответствует содержанию, либо содержание не доросло до правильной формы. Неплохие кандидаты могут быть отсеяны еще на уровне просмотра резюме, только потому, что неправильно себя подали, а менее сильные кандидаты за счёт хорошо составленного резюме будут приглашены на собеседование.
Также как и во всех сферах рынка, так и в области специалистов по управлению персоналом как в одной из его ячеек, сидят и здравствуют псевдопрофессионалы с теми же изъянами. Они ограничиваются одним-двумя собеседованиями, будучи убеждёнными, что у них орлиный глаз, и они с первого взгляда узнают продуктивных и эффективных сотрудников.
Ну, а Работодатель упрямо требует хорошего и дешёвого работника, который должен соответствовать главному требованию кризисных времен: «И швец, и жнец, и на дуде игрец».

Алуа Сакенова, специально для Караван.kz