Не можешь - поможем, не хочешь - заставим? - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+24 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не можешь - поможем, не хочешь - заставим?

Не можешь - поможем, не хочешь - заставим?

19-го апреля в южной столице началась Всемирная неделя "Образование Для Всех" (ОДВ).

  • 22 Апреля 2004
  • 1416
Фото - Caravan.kz

Есть такое глобальное движение. Люди во всем мире в эти дни обсуждают проблему равного доступа к образованию всех детей. Выясняют, что мешает детям посещать школу.
Решают, как им помочь приобщиться к знаниям. В следующий раз ОДВэшники соберутся в 2015 году, дабы отчитаться: что успели сделать, чем помогли детям.
Обсуждение данных вопросов в Алматы прошло за круглым столом под эгидой ЮНЕСКО. Собрались солидные люди: представители Казахской Академии образования, департамента образования, республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, а также НПО, занятые решением данных проблем.
Решили «всем миром» изучить причины, по которым дети не ходят в школы. Исходя из причин, разработать конкретные рекомендации для административных органов, которые бы способствовали решению данной проблемы.
В общем-то, для города причины, по которым дети уклоняются от школы — не секрет. Дина Оспановна Ташимова, заведующая отделом опекунства и попечительства городского департамента образования назвала их четко, внятно, и с ходу. По версии департамента дети не ходят в школу потому что: находятся в розыске, находятся под следствием, не имеют постоянного места жительства и мигрируют в пределах города, а также потому, что не хотят учиться!
НПОшники, стоящие ближе к народу и реальным событиям, были возмущены столь узким перечнем. По их наблюдениям в стране огромное количество детей-инвалидов, не имеющих доступа к нормальным школам, огромное количество детей-беженцев, также выпавших из системы образования, и огромное количество социально бедных детей, не имеющих возможности учиться в школе, так как у них нет школьных принадлежностей (одно). Они не едят досыта, и в таком состоянии никакие науки на ум не идут (другое). Что делать с этими детьми? Кто поможет им осуществить свое законное право на образование?
Впрочем, участники круглого стола, задавая друг другу больные вопросы, старались уйти от глобализма. И подробно остановились на отдельных проблемах. Так в этом учебном году 121 ребенок благодаря усилиям учителей и инспекторов ОДН был возвращен в школу. Каковы методы возвращения детей? Департамент образования гордится такой формой работы с детьми, как месячники по всеобучу. В сентябре, январе и марте все учителя школ после рабочего времени начинают обходить квартиры своего микроучастка и выявлять школьников.
Однако то, чем так гордятся чиновники, на самом деле является позором нашего времени. Представители всех образовательных НПО единогласно высказались за то, чтобы учителя занимались детьми на территории школы, в остальное время детьми должны заниматься либо инспектора по делам несовершеннолетних, либо надо вводить новый социально-педагогический институт сопровождения детей. Кстати, это было первым конкретным предложением в рамках ОДВ: освободить учителей от унизительных обходов по домам и дать им возможность работать с детьми на рабочем месте, то есть в школе. От такой работы и толку будет больше, и статус учителя будет выше.
Что касается детей из социально необеспеченных детей, то на круглом столе прозвучали некоторые цифры, которых, по мнению чиновников, достаточно для того, чтобы дети ходили в школу. В год фонд всеобуча составляет 41 миллион тенге. Эти деньги выделяются бюджетом и идут на социальную помощь нуждающимся ученикам. Когда речь идет о миллионах, все выглядит вроде бы весомо. Но если поинтересоваться, сколько из этих миллионов достается одному ребенку и достаточно ли этих средств, чтобы ученик круглый год ходил в школу, имел ручки, тетрадки, носки без дырок, оказалось, что все не так красиво и завидно. На ребенка приходиться всего 2 тысячи тенге, плюс одежда в начале учебного года, плюс бесплатное питание в школе. Еще существует спонсорская помощь таким детям. Но это отдельная песня.
Так в Бостандыкском районе 29 тысяч учащихся, из них на учете в ОДН состоит 118 учеников, 100 детей проживают в трудных семьях. Именно эти дети получают социальную помощь, и еще 1000 учеников опекаются спонсорами. Получают подарки к новому году, наборы продуктов, билеты в кино…а как на эту помощь учиться? Участники круглого стола попытались найти ответ.
Шайзада Умурзаковна Тасбулатова, руководитель ресурсного центра «Образование Для Всех»предложила взять на вооружение заграничный опыт, где в той же Великобритании с трудными и социально неблагополучными детьми работают волонтеры. Причем, волонтерская помощь основана на государственном интересе: каждый из волонтеров получает опыт работы, который учитывается в дальнейшем при его приеме на работу. В свою очередь, волонтеры превращаются в старших наставников для таких детей, помогают им делать уроки, снабжают их учебной литературой.
Другой вариант помощи таким детям, (который, кстати, также поступил от ресурсного центра), предполагает создание в городе клубов — центров образования молодежи или центров обучения местного сообщества. В Алматинской и Жамбылской областях такие центры уже созданы при поддержке ЮНЕСКО. В них все, абсолютно все дети могут прийти и поиграть в компьютеры, получить недостающие знания по английскому языку, обучиться какой-нибудь профессии через курсы. В этих центрах
работают учителя, воспитатели, психологи, а дети получают помощь бесплатно! Сейчас ресурсный центр хочет открыть в Казахстане еще два таких заведения. Один уже точно будет оборудован в Караганде, другой, возможно после этого круглого стола — в Алматы.
Идею создания благотворительных обучающих центров для учеников поддержали предприниматели, также присутствующие на этом круглом столе. В частности представители Алматинской Ассоциации предпринимателей ухватились за идею и обещали со своей стороны всяческую помощь. Они выразили готовность вкладывать собственные средства в такие центры, но с одним условием, чтобы взрослые, которые придут работать с детьми, работали честно, не используя блага центра в личных коммерческих интересах. А то ведь не исключено, что поставят в центры тренажеры, откроют компьютерные курсы, а на железках будут качаться дяденьки, а на курсы придут блатные сынки-дочки.
Также предприниматели предложили подключить к работе в центрах старую гвардию — пенсионеров, которые могли бы стать хорошими волонтерами по работе с учениками во внеурочное время. Возможно, какую-то роль в этом начинании сыграют КСК, которые призваны объединять интересы и координировать работу на своей территории.
Еще предприниматели предложили на базе таких центров обязательно открывать кружки профориентации. Скажем, один деловой человек откроет кружок по сборке мебели, к нему придут дети, которые получат нужные навыки и в дальнейшем смогут выбрать эту профессию как дело своей жизни. Другой деловой человек будет делать в центре сладкую вату и обучать нехитрому бизнесу детей.
Громко и честно звучала на круглом столе и такая проблема, как дети беженцев. В настоящее время в Казахстане проживает 12 тысяч семей беженцев, половина из которых — дети ученического возраста.
Эльвира Ватлина, председатель детского фонда Казахстана говорит, что, несмотря на право детей на образование, местные школы не берут их. Ссылаются на самые разные причины: то у детей нет прописки, то они плохо владеют государственным языком, то они не вписываются в учебную программу. Действительно, подобные факты в жизни детей есть, но это не значит, что они должны сидеть дома и не учиться. Фонд (а не государство — что странно) взял на себя организацию специализированных классов выравнивания и занимается с такими детьми своими силами. Подтянув их по тем или иным предметам, помогает попасть в государственные школы. Эльвира Александровна считает, что должна быть разработана отдельная государственная программа, и именно государство, а не НПО должно позаботиться о качестве знаний этих детей.
В общем, все присутствующие единогласно решили, что стране катастрофически не хватает Министерства детства или некого координационного центра, который бы руководил госструктурами и НПО, а также был в курсе: кто — что делает для детей полезного. Хотя, говорят, такая комиссия уже создана в Астане.
Однако она там, а проблемы — везде…