ЦОУ дает добро - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ЦОУ дает добро

ЦОУ дает добро

На таможенных постах Казахстана апробируется пилотный проект проведения приграничных таможенных досмотров с использованием центра оперативного управления (ЦОУ).

  • 20 Апреля 2009
  • 1926
Фото - Caravan.kz

Подобные ЦОУ, представляющие собой сеть компьютерного и автоматического контроля и наблюдения за различными объектами, завязанными на едином сервере (том самом центре оперативного управления) уже появились несколько лет назад в органах внутренних дел. Причем использование ЦОУ в структуре ДВД дало определенные результаты, как в обеспечении охраны общественного порядка на городских улицах, так и непосредственно в раскрытии некоторых преступлений, совершенных в общественных местах. Да иначе и быть не могло — все-таки с прогрессом не поспоришь. Весь вопрос в стоимости подобного мероприятия. У МВД деньги на это нашлись. Таможенники тоже изыскали средства, и уже оборудовали свою систему ЦОУ. Разница лишь в том, что если ДВД организовывали свои центры оперативного управления непосредственно в областных центрах, то таможенники сделали единый ЦОУ в Астане. Через который наблюдают за некоторыми таможенными постами — теми, которые уже оборудованы и подключены к центральной системе.
В Южно-Казахстанской области подобный полностью автоматизированный пост таможенного досмотра организован в Сарыагашском районе на приграничном пункте пропуска имени Бауыржана Конысбаева.
Как прокомментировали идею создания ЦОУ сами таможенники, она создана в целях искоренения коррупционных условий на приграничных постах, для обеспечения прозрачности осуществляемых таможенных процедур, увеличения пропускной способности, создания удобств участникам внешнеэкономической деятельности.
В Астане на базе республиканского таможенного комитета в ЦОУ оборудован комплекс для персональной и коллективной аналитической работы специалистов и руководства. Задача центра — поддержка работы на таможенных постах и принятие управленческих решений в той или иной ситуации.
ЦОУ осуществляет оперативный контроль за соблюдением правил перемещения товара и транспорта на таможенных постах, сбор и обработку поступающей оперативной и статистической информации и проч.
Одновременно на базе таможенного ЦОУ создана межведомственная система мониторинга. Это позволяет решить такие задачи как создание электронных пунктов пропуска, расширение функций ЦОУ, интеграцию информационных систем заинтересованных государственных органов в рамках электронного правительства.
Так, в частности, в ЦОУ, помимо руководителей аналитических групп и комитетов таможенного контроля, задействованы представители всех госорганов, которые на сегодня осуществляют тот или иной вид контроля на границе — это и представители дорожной полиции и ДВД, ветеринарный и фитосанитарный контроль, санитарно-карантинный надзор, техническая и транспортная инспекция, а также представители министерства индустрии.
Каждый из таких представителей, находящийся в центре ОУ, также как и сотрудники ТК, будут в режиме онлайн наблюдать за перемещением товаров и транспорта через таможенную границу, и в зависимости от ситуации оперативно принимать решение каждый по своему профилю.
Естественно, каждый из таких представителей имеет свое оборудованное рабочее место, со всеми контактами, доступами и прямой связью, как с собственными министерствами, так и с постами на границе.
Таким образом, если раньше на каждом посту приходилось держать до десятка разнообразных контролеров, то теперь здесь будут только пограничники и таможенники. Но все функции санэпиднадзора, ветеринарии, транспортной инспекции перейдут в ведение таможенников, однако при прямом кураторстве соответствующих ведомств посредством ЦОУ.
Следующий принципиальный момент системы ЦОУ — так называемый электронный пункт пропуска. По сути, это полная автоматизация каждого этапа прохождения таможенного контроля, исключающая ныне существующие услуги посредников — таможенных брокеров, оформляющих экспортно-импортную документацию на границе.
Технология прохождения транспорта через пост Конысбаева достаточно проста и состоит из нескольких этапов: автоматической регистрации въезда на ТП, проведения радиационного контроля, измерения параметров (габаритов) транспортного средства посредством автоматики, прохождения специального инспекционно-досмотрового комплекса, регистрации и сканирования документов через ЦОУ, автоматического разрешения выезда с пункта пропуска.
Оказывается, любой из этих этапов вполне поддается автоматизации и компьютеризации. Таким образом, таможенник здесь даже не подходит скажем, к грузовому рефрижератору или фуре, завозящей груз в Казахстан. А значит, у него исчезают возможности оказывать какое-либо давление или иные коррупционные действия в отношении клиента. Во всяком случае, именно на это надеются авторы всего проекта.
Опять же, автоматическое наблюдение и компьютерный контроль полностью исключают возможность провезти через границу запрещенные грузы или товары.
Здесь, в частности, главное слово отводится инспекционно-досмотровому комплексу. Это своеобразный рентген-аппарат аналогичный тому, что устанавливаются в аэропортах для просмотра ручной клади пассажиров. Только на посту Конысбаева он в десятки раз больше и способен просветить буквально насквозь огромные грузовики с прицепами. Специальные программы по полученным снимкам позволяют определить любой груз, материал или иное вещество, провозимое на автомобиле. И это сразу же становиться видимым в ЦОУ. Так что, если даже будут попытки контрабанды, то таможенник на границе не сможет их «развести» — ведь контроль за ним ведут из самой столицы, а любая контрабанда тут же выявляется компьютерной рентген-диагностикой.
Конечно, это вовсе не означает что на таможенном посту, кроме видеокамер и компьютерных сканеров не остается ни одного таможенника. Но, повторимся, личные контакты между таможенниками и участниками внешнеэкономической деятельности — экспортерами, импортерами, транзитниками, сведены к минимуму и проходят под неусыпным видеонаблюдением столичного ЦОУ.
Что же касается до удобства самим участникам ВЭД, то сейчас, увы, они даже еще не могут полностью оценить все достоинства новой системы. Между Казахстаном и Узбекистаном пока еще не начался сезон активной импортно-экспортной деятельности (и в связи с кризисом его перспективы довольно туманны). А потому пропускная способность и скорость прохождения компьютеризированного поста еще далека от использования на полную мощность. С начала года через всю узбекско-казахстанскую границу проследовало чуть больше тысячи автомобилей с грузом. В то время как система самого поста Конысбаева способна обработать данное количество машин всего за трое суток.