Все, кто мог, как говорят сами доктора, ушли в частную медицину или фармацевтические компании. Но, может быть теперь, когда на прошлой неделе депутаты городского маслихата озаботились здоровьем алматинцев, что-то изменится в поликлиниках и клиниках, где горожане должны получать гарантированный государством объем медицинских услуг?
Все-таки ход реализации программ в медицинской сфере обсудила на своем заседании законодательная власть — депутатская фракция НДП «Нур Отан» маслихата Алматы.
Однако весь тон заседания такой надежды не вселил. Депутаты долго слушали отчет начальника управления здравоохранения Зауреш Аманжоловой о выполнении программ по профилактике табакокурения, по противодействию ВИЧ и усилению борьбы с туберкулезом, по реформированию и развитию системы здравоохранения города. А потом задали пару-тройку вопросов, весь смысл которых сводился к тому, что сделано очень много, все хорошо, но «кое-где у нас порой».
К таким «небольшим» недостаткам относится, например, нехватка 119 участковых терапевтов. А это значит, что каждый четвертый врачебный участок не имеет своего врача. Отсюда очереди, спешка, обслуживание «кое-как». На станции скорой помощи не заняты 170 вакансий специалистов. А дефицит педиатров достиг 67 человек.
Не случайно ситуацию в педиатрии многие ученые и врачи уже называют катастрофической. Педиатрические факультеты в рамках реформирования медицинского образования закрывают, ссылаясь на западные стандарты, где здоровьем детей занимаются врачи общей практики. Известный педиатр, профессор Аукен Машкеев, председатель Правления ОО «Союз педиатров Казахстана», отмечает, что отличие организма ребенка от взрослого состоит в том, что от самого зачатия он находится в состоянии постоянного роста и развития физиологических функций. И это принципиальное отличие определяет всю гамму подходов к профилактике и лечению детских болезней, подтвержденную многовековой историей педиатрической школы России и практикой докторов нашей страны.
— Педиатрия — это не просто одна из медицинских специальностей, — говорит Машкеев. — Корифеи педиатрии считают ее самостоятельной многоотраслевой медициной детского возраста.
Это значит, что формирование будущего специалиста в вузе должно начинаться не в общем потоке базисных программ, а обособленно с первого курса по специальным учебным программам. А для нашей республики, подчеркивают медики, подготовка высококвалифицированных педиатров имеет чрезвычайное значение в связи с высокой младенческой и детской смертностью. Союз педиатров предлагает не только не закрывать педиатрического факультета, но на его базе организовать самостоятельный педиатрический институт. Похоже, пока их голоса никто не слышит, а между тем, неизвестно, кто будет лечить детишек через несколько лет.
Дело в том, что вместе с оттоком специалистов в частные клиники и компании идет еще быстрое старение кадров. Начальник управления здравоохранения назвала такие цифры: средний возраст акушеров-гинекологов составляет 48-50 лет, рентгенологов — 55-63 года. Доктора уходят на пенсию, а из выпускников медицинских вузов только две трети остаются в профессии. Причины такой неверности выбранной специальности всем известны. Очень низки стимулы в этой работе. Разумеется, если не брать в расчет тех, кто не стесняется брать…
Уже в который раз депутаты Мажилиса заговорили о необходимости повышения заработной платы медицинским работникам. По словам руководителя управления здравоохранения, средняя зарплата остается на уровне 37 800 тенге. Один из участников слушаний, депутат член фракции «Нур Отан» возмутился: сейчас даже уборщицы не хотят идти работать с окладом в 35 тысяч тенге. Руководитель городского здравоохранения парировала: предложение установить в нашем городе базовые ставки для врачей в 100 тысяч тенге власти пока не поддержали. Впрочем, выход найти можно: Зауреш Аманжолова привела в пример Центральную городскую больницу, где за счет хозяйственной деятельности заработная плата превышает в два-три раза среднюю по городу.
Но для этого придется возвращаться к платным услугам и в других поликлиниках. Часть депутатов высказалась за это, предложив значительно снизить ставки, установить такие цены за прием у врача, чтобы они были доступны всем гражданам. И это даст возможность увеличить зарплату медработникам. Но другие депутаты категорически против, считая, что государственный бюджет выделяет достаточно средств, чтобы обеспечить необходимый объем медпомощи.
Финансирование отрасли города, действительно, повысилось в этом году на 21 процент. Но при этом по показателям затрат на одного больного алматинца город вышел только на 9-е место. Причина в том, считает Зауреш Аманжолова, что к медицинской помощи в рамках гарантированного объема медуслуг обращается большое количество приезжих граждан. Еще один пример «минусов» мегаполиса: 22 процента умерших новорожденных — дети приезжих мам, которые или не состояли на учете в период беременности или имели серьезные патологии, которые проявились во время родов.
Для привлечения врачей в государственные медучреждения в Алматы, как ни странно это прозвучит, не предоставляется таких льгот и условий, как в областных центрах, где находят возможности и для выделения квартир, и для выдачи подъемных и даже домашнего скота. В южной столице пока только мечтают о том, что два девятиэтажных дома, строящихся в Калкамане, отдадут под общежития для медиков.
По-прежнему остается проблемой в Алматы строительство морга с крематорием. В нашем городе, говорили участники заседания, часто умереть дороже, чем лечиться. Чуть ли не при каждой больнице есть бюро ритуальных услуг, и нередко не успеет тело остыть, как их работники предлагают свои услуги. И довольно дорогие. Создание централизованной муниципальной службы могло бы снизить их стоимость.
Одним из успехов городского здравоохранения руководитель отрасли назвала создание кардиоцентра и проведение в нем сложных кардиоопераций. Теперь городские кардиохируги делают аортокоронарное шунтирование и стентирование, то есть те операции, для которых раньше алматинцам приходилось выезжать за рубеж. Но из-за их высокой стоимости ежегодно можно делать только около трехсот таких хирургических вмешательств, тогда как в Алматы каждый год эти операции показаны четырем тысячам больных. Отсюда высокий уровень смертности пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями.
Интересно, что рядом с врачами, овладевшими высокотехнологичными методами хирургии, работают доктора, не владеющие даже самыми элементарными компьютерными знаниями. И это при том, что, как отметила руководитель управления здравоохранения, каждое врачебное место оснащено персональным компьютером. Простаивание дорогостоящего лечебного и диагностического оборудования происходит по той же причине.
Фото с сайта http://www.plenia.ru