Безопасно питаться не запретишь - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+20 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Безопасно питаться не запретишь

Безопасно питаться не запретишь

В начале апреля Клуб Института политических решений (КИПР) провел очередное заседание. Его тема звучала так: "Качество жизни в Казахстане: безопасность питания".

  • 14 Апреля 2010
  • 2673
Фото - Caravan.kz

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 70% болезней и 60% смертности напрямую связано с неправильным питанием.
В Казахстане динамика заболеваний, связанных с питанием, имеет негативную тенденцию. Отмечается рост числа болезней органов пищеварения, эндокринной системы, сердечнососудистой патологии и новообразований.
По информации Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, за последние 10 лет фиксируется прогрессивный рост заболеваемости детского населения, в том числе связанных с фактором питания.
Еще в Древнем Вавилоне в 18 веке до нашей эры законы Хаммурапи определяли требования к ряду продуктов питания, а также ответственность за их нарушения. Сегодня возникла, с одной стороны, проблема защиты окружающей среды от человека, а с другой стороны, человека от факторов им же нарушенной среды обитания. В частности, встал вопрос об экологической безопасности питания. За год в Казахстане СЭС изымает несколько сотен тонн недоброкачественных и опасных для жизни продуктов питания. Сколько остается на прилавках и попадает на стол потребителя, никому не известно. Так по информации Госсанэпиднадзора г. Алматы, за 9 месяцев 2009 года санитарные врачи забраковали 143 тонны продуктов и напитков. Из них более 135 тонн — оптовые партии просроченных продуктов.
Сегодня безопасность питания — это широкий спектр проблем, от решения которых зависит здоровье граждан страны.
Участники заседания КИПР обсудили наиболее актуальные вопросы, касающиеся качества и безопасности питания в Казахстане, определили пути проникновения опасной для здоровья пищи на стол наших граждан, установили, достаточно ли законодательных мер защиты потребителя от некачественных продуктов питания, и что можно и нужно предпринять, чтобы наше питание было здоровым и безопасным.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты высказываний участников заседания и ряд решений, озвученных в стенах КИПР.
Игорь Цой, Казахская академия питания:
Закон о качестве и безопасности пищевой продукции появился в 2004 году. Но он просуществовал недолго, потому что в 2007 году был принят новый Закон в рамках принятого большого закона о техническом регулировании, где было убрано качество, а осталась только безопасность. Нам тогда объяснили, что государство может регламентировать только безопасность, за качество должны отвечать производители. Проблемы, связанные с качеством и безопасностью продуктов, — это результат отсутствия нормативной базы. Во времена Советского союза нормативные документы разрабатывались в Союзе, и контроль производился союзными организациями. Когда мы столкнулись с необходимостью разработки собственных стандартов, нам было необходимо гармонизировать с международными правилами. Наши требования существенно отличаются от международных принятых документов, в частности, от рекомендаций ВОЗ, Всемирной Продовольственной Организации.
Второй момент: с внедрением рыночной экономики на наш внутренний потребительский рынок хлынул громадный поток новых продуктов, которые мы никогда не видели и о которых ничего не знаем. Мы столкнулись с проблемой того, что наша техническая оснащенность, наши регламенты не всегда могут контролировать ту пищевую продукцию, которая поступает на потребительский рынок. В Казахстане всего две лаборатории, которые могут проводить исследование на наличие генетически модифицированных продуктов. И то: они могут определять только наличие, а не количество этих продуктов. И поставщики продуктов знают, что мы не имеем технической возможности проконтролировать их на содержание тех или иных потенциально опасных компонентов.
Я бы хотел заострить внимание также на проблеме несогласованности между контролирующими органами по поводу того, кто что контролирует. Не согласовано, какими методиками мы должны контролировать тот или иной продукт.
Последней, но также одной из самых важных проблем безопасности питания является уровень образования населения в качестве и безопасности продуктов питания. Он очень низкий. У нас пока еще не принято проводить широких и многоуровневых коммуникационных кампаний, которые бы обучали или информировали население о потенциальной опасности тех или иных видов продуктов, о признаках опасных элементов, а самое главное — какие существуют доступные методы, чтобы уменьшить влияние опасных элементов.
Светлана Савченко, Национальная Лига потребителей Казахстана:
Во всем мире есть Закон о защите прав потребителей. Есть два фактора, которые ставят нас в неравное положение с предпринимателями. Во-первых, у нас ограничен бюджет, у нас нет средств на эксперименты для проверки продуктов. Во-вторых, мы не можем быть специалистами во всех сферах. Например, если соли тяжелых металлов содержатся в колбасе, то они никак не проявляются. Они проявляются у нас в организме. Предприниматели должны быть специалистами. И государство должно содержать специалистов. Защита государства — не только защита границ и внутреннего правопорядка.
Здоровье нации также должно попадать под защиту государства. У нас нет целостной государственной политики в этой сфере. У нас нет стандартов казахстанского качества, мы до сих пор пользуемся стандартами советских времен. Так как наши лаборатории не могут дать полную экспертизу, нам приходится обращаться к зарубежным лабораториям, заключения которых в Казахстане не имеют легитимной силы. А все потому, что у Казахстана нет международных соглашений в этой сфере.
Через защиту прав потребителей мы должны воспитывать гражданскую позицию. В Америке нет таких проблем, потому что там со школьной скамьи учат, как защищать свои права и как правильно выбирать. Они знают, какую потребность они хотят удовлетворить, покупая молочный продукт, они знают, каким он должен быть. У нас же доходит до того, что известные предприниматели всерьез рассуждают о том, так ли необходим «Закон о защите прав потребителей». На Западе за подобные мысли его бизнес просто перестал бы существовать — покупатели не стали бы приобретать его продукцию. А у нас, к сожалению, и сами потребители не готовы защищать свои права, да и процедура эта очень долгая, требующая массы условий и справок.
В результате теряется оперативность.
Национальной Лигой была инициирована телепередача «Народная экспертиза» — сотрудники Комитета по техническому регулированию закупали продукты в розничной сети, проверяли их на соответствие стандартам, после чего отдавали в Республиканскую СЭС на экспертизу. В 90% упаковка не соответствовала стандартам.
Еще раз повторюсь, что законодательная база и сильная государственная политика могут научить простого потребителя делать правильный осознанный выбор качественного продукта.
Виктор Меркер, Управление Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Медеускому району:
Мы все помним, как по советскому телевидению показывали: в Западной Европе затопили баржу арбузов, дынь и других некачественных продуктов. Сегодня мы такие продукты закупаем и отдаем нашему населению. Чтобы принять какие-то серьезные меры, например, в этой проблеме, должно быть законодательство. Сегодня закон таков: чтобы проверить какое-нибудь частное предприятие, я должен получить все его реквизиты, зафиксировать проверку в ЦФСИ, в прокуратуре, предупредить его за месяц, что я приду к нему с проверкой. Потом говорю: я приближаюсь, проверяю, провожу исследование в лаборатории, нахожу недоброкачественную продукцию.
Забраковать не могу — только через суд, тем самым теряя оперативность. На сегодняшний день нет у нас законодательства по уничтожению и забраковке продуктов. Такая комиссия раньше существовала, сегодня ее нет. В результате некоторые предприниматели этим пользуются, как и мораторием на их проверку, и реализуют некачественные продукты. По сути, нам необходимо более эффективное законодательство, которое позволит нам оперативно защищать здоровье нашего населения.
Гульнар Куатбаева, Международная академия бизнеса:
Современные лаборатории для оценки качества продуктов, которые, по оценке г-на Цоя, стоят порядка 25 млн. долларов США, могли бы стать частью Программы форсированного индустриально-инновационного развития. В том же АПК готовая продукция должна будет соответствовать международным стандартам, особенно в свете ориентира на внешние рынки. Такие лаборатории можно было бы создать в регионах. Казахстан, развивая свою промышленную базу, может в будущем обеспечивать всю Центральную Азию и делать на этом очень хорошую прибыль.
Бакыт Туменова, ОФ «Амандық — саулық»:
Я бы выделила три уровня: есть питание опасное для жизни, есть безопасное и есть качественное. Последнее позволяет продлить жизнь и сделать ее лучше. Сегодня Казахстан находится между опасным и безопасным уровнем, а о качественном мы можем пока только мечтать. Одна из главных причин сложившейся ситуации — социально-экономическое положение бедной части населения. Они вынуждены приобретать продукты подешевле и, естественно, в таком случае вопрос безопасности и, тем более качества, не стоит.
Удивительно, как в 2007 году в законе заменили слово качество на безопасность. И это все свершилось на фоне процветающего периода, еще до кризиса, когда Казахстан принял множество программ, таких как «Путь в Европу», «50 конкурентоспособных стран» и т.д. Определение качества продуктов питания должно четко рассматриваться в законе.
Ерлан Смайлов, Институт политических решений:
Резюмируя сегодняшнее заседание, мы можем отметить следующее: работа в данном направлении ведется и Казахской академией питания, и Лигой защиты прав потребителей, НПО, госорганами и предпринимателями. Тем не менее, есть пробелы в законодательстве. То законодательство, которое у нас есть, должно быть гармонизировано с международным. Это необходимо для того, чтобы технический регламент, зарубежные экспертизы и прочие вещи признавались в Казахстане.
Кроме того, в законе должен быть обязательно отражен вопрос о качестве продуктов питания. Необходимо четко разделять вопросы качества и безопасности продуктов. Сохраняется проблема несогласованности действий между государственными органами — например, СЭС (МЗ) и ветинспекции (МСХ).
Другой большой аспект — это техническое и методологическое обеспечение. Необходимо решать вопросы создания современных лабораторий. Например, нет лаборатории, которая могла бы замерять и определять диоксины, 95% которых поступают в организм через еду и негативно влияют на генетический аппарат.
Кроме того, некоторые предприниматели лукавят, пользуясь мораторием в своих корыстных интересах. Наверное, поэтому сегодня никого из них нет на заседании. А ведь когда речь идет об их защите и поддержке со стороны государства, они весьма активны. В данном направлении необходима норма разумного баланса между контролем и ответственностью как предпринимателей, так и СЭС, защищающей здоровье граждан.
Проблема качества и безопасности питания — это многоуровневая и многоаспектная проблема, которую надо рассматривать в контексте национальной политики, четко сформированной национальной программы. Есть правовые и регулятивные аспекты, вопросы экономические, научно-методологические, техническое обеспечение, вопросы пропаганды и просвещения. Вопросы идеологии затрагивают по большей части самих граждан. Необходимо больше информировать население и продвигать идеи здоровья как капитала личности, ответственного отношения к своему здоровью.
Ключевые рекомендации, озвученные участниками заседания Клуба ИПР:
— Формирование идеологии и культуры здорового образа жизни. Комплексная коммуникационная программа по пропаганде здорового питания среди населения;
— Единая государственная политика по поддержке здорового питания среди населения. Как вариант — объявить год здорового питания;
— Разработка нормативно-правовой базы по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания;
— Гармонизация казахстанских и международных стандартов качества продуктов;
— Формирование единой современной системы контроля качества и безопасности продуктов питания в РК по всей пищевой цепочке «от фермы до стола»;
— Научно-техническое обеспечение: создание в рамках программы ПФИИР сети современных лабораторий, соответствующих международным стандартам;
— Повышение знаний и навыков специалистов, обеспечивающих безопасность продуктов питания на различных участках цепочки поставки продуктов питания;
— Совершенствование программы обучения в учебных заведениях по вопросам качества и безопасности продуктов питания, защиты прав потребителя.

Информация подготовлена пресс-службой Института политических решений.