Посмею предположить, что многие литераторы/журналисты/графоманы страдают от определенной недосказанности, ведь даже тщательно выверенные слова и интонация на бумаге — это одно, а произнеси, то, что написал вживую, и многое прозвучит иначе…Иногда — сильнее, умнее, доходчивей, акцентированней.
И в этом смысле любой традиционный, протирающий штаны за клавиатурой и прячущийся за издательствами писатель должен ему завидовать … Стоп.
Давайте по порядку. Прошедшие выходные в Алматы для читающей и театральной аудитории промелькнули под знаком Евгения Гришковца — писателя, драматурга, режиссера, актера, моряка, и (чуть не вырвалось — парохода) просто доброго интеллигентного человека.
Пресс-конференция, автограф-сессия в магазине «Меломан» и 2 спектакля показали, что:
1. Гришковца у нас знают и любят (в подавляющем большинстве — женщины);
2. Что он не пользуется компьютерной клавиатурой (предпочитает шариковые ручки, причем старого образца) и терпеть не может отвечать на вопросы журналистов по е-мэйлу;
3. Что футбол смотреть ему удается редко по причине нехватки времени, но вездесущие фанаты российского футбольного клуба «Спартак» одарили-таки его своей символикой-атрибутикой;
4. Что он планирует снять документальный фильм (тема которого, разумеется, большой секрет);
5. Что с театральными российскими деятелями ни в какие контакты не входит;
6. И Пауло Коэльо за писателя не считает;
7. На телевидении больше работать не собирается, потому что после 365 монологов по 1 минуте 10 секунд в телевизионном проекте 2006 года, «выполняющем на канале «СТС» роль межпрограммных прокладок» (как подметил один из обозревателей сайта http://www.vz.ru), он себя не видит на этой стезе. Отказал даже каналу «Культура», ибо с «умным видом» вещать о чем-то высококультурном — не чувствует себя достаточным корифеем.
8. Его желание приехать осенью сюда же со спектаклем «Как я съел собаку» — окрепло окончательно.
Кроме того, у писателя есть блог, на котором он дружелюбно, пусть и почти в одностороннем порядке общается с поклонниками своего таланта.
Еще — Коммьюнити, где почитатели-фанаты могут признаваться ему в любви или пытаться копировать в своих постах стиль его произведений.
Впридачу в Интернете на http://www.youtube.com можно найти «Одновременно» и несколько вещиц вроде «Планета Телефон», «Дредноуты», и милой компании Гришковец & Бигуди («Год без любви», «Ты засыпаешь», «Песня»), — всего 30 файлов, и, разумеется, в обычных магазинах — DVD и видео со спектаклями.
Но поверьте, лучше один раз услышать Гришковца со сцены, чем сто — посмотреть на иных носителях. То есть, понятно, что Гришковец один, а нас — много, без технического прогресса не обойти ему всех, и нам — не обойтись, и все же…
Ведь он точно знает: есть мысли, которые нужно уметь не только выкладывать на книжные страницы, но и проговаривать так, чтобы они не звучали расхоже или не отдавали пафосом. Поскольку пафос порой случается фальшивым и неуместным, вроде поминальной кутьи на крестинах новорожденного.
И как-то вот и со стороны становится понятно, что дредноут самого писателя абсолютно непотопляем в сонме эсминцев и крейсеров его собратьев по перу.
Если говорить предметно о постановке «Дредноуты», то неясно — какая ее линия случилась и оформилась раньше — рассказ о кораблях или об отношениях М и Ж? Каждый вариант ответа будет считаться верным.
Кто такие мужчины? Почему женщины никогда не поймут их амбиций и подвигов, совершаемых в порыве и попытках достичь настоящего счастья, пусть и путем бессмысленного принесения себя и иных в жертву? Кому? Чему? В лучшем случае, Идее…
Так в чем смысл нашей жизни? В том, чтобы искать его, мучаться разочаровываться, а, поняв, что искомое найти невозможно, прийти к выводу, что он, как доказательство аксиомы — глупость несусветная — зачем пытаться доказать то, что не требует доказательств, да и не имеет их?
А чуткости и такта актера-Гришковца хватит на всех нас и не на одно столетие. Если он и позволяет себе заигрывание с залом, то настолько ничтожное в процентном содержании и настолько необходимое в формате моноспектакля, что его ждешь и впитываешь, а не отторгаешь.
Хотя для того, чтобы услышать этого человека — достаточно уметь читать и слушать. Просто, не правда ли? На деле все выходит куда сложнее. Большинство его шуток — смех сквозь слезы, или плач сквозь хохот. Трудно разобраться, скорее всего, и то и другое одноврЕмЕнно…
Фото с сайта http://grishkovets.com