Наша страна так и не смогла спокойно пережить апрель. Неустойчивая погода, когда жаркие дни перемежались с дождливыми и довольно прохладными, напоследок была подпорчена еще одним конфликтом: амстердамский торговый банк, дочерняя структура российского «Альфа-банка», подал в суд на акционерное общество «Международный аэропорт Алматы».
Суть конфликта в том, что администрация аэропорта в 2007 году заняла денег у голландцев. Сумму займа в 33 миллиона долларов аэропорт планировал пустить на строительство второго пассажирского терминала. Строительство терминала было начато в 2008 году, заморожено, а на сегодняшний день в данный объект просто нечего вкладывать. Кредит закончился, а с марта 2009 года, когда АО «Международный аэропорт Алматы» должен был погасить долг, банк стал аккуратно начислять пени.
По факту на сегодняшний день долг вырос до 38 миллионов долларов. А у администрации аэропорта нет денег на погашение.
Бабка надвое сказала…
Если внимательно ознакомиться с финансовой отчетностью АО «Международный аэропорт Алматы», то становится понятно, почему аэропорт не гасил кредит. По сути, ему не с чего было его закрывать.
К примеру, на 1 июля 2009 года сумма убытков составила более 1 миллиарда тенге. В третьем квартале администрация резко сократила расходы, хотя одновременно резко, почти в десять раз увеличила расходы по статье «прочие расходы». В результате чего убытки были по итогам третьего квартала сокращены в четыре раза и составили всего 276,5 миллиона тенге.
В данной связи некоторые наблюдатели стали делать акцент на том, что убытки появились вследствие финансирования инвестиционных объектов, того же пассажирского терминала. Но этот аргумент не выдерживает критики. Во-первых, зачем нужно было резко увеличивать статью расходов под названием «прочие расходы»? Во-вторых, в процессе обсуждения долга между представителями Амстердамского торгового банка и администрацией аэропорта был выработан план реструктуризации. Но со стороны АО «Международный аэропорт Алматы» он не выполнялся. Может, голландцев несколько смущала персона президента АО Таира Идрисова. Особенно, когда они поняли, что денег не дождутся.
Убыток сократился, но платежи на счета голландского банка не осуществлялись.
Одновременно, осознав всю проблематичность ситуации с долгом и финансовыми показателями аэропорта, засуетились акционеры — TOO Meridian Capital и TOO SAT Infosystems. В декабре 2009 года они уволили Таира Идрисова и назначили на его место Айбола Бекмухамбетова.
Но и новый президент АО «Международный аэропорт Алматы» просто не имел возможности предпринять что-либо конкретное. Между тем голландцы, которые скрупулезно отслеживали ситуацию с долгом, сделали то, что обычно в данной ситуации делают. Подали иск в алматинский межрайонный экономический суд с тем, чтобы арестовать заложенное имущество.
Все хорошо, прекрасная маркиза!
Кстати, с заложенным имуществом вышла целая история. В конце апреля, когда стало известно о том, что банк подал в суд, казахстанские СМИ развернули информационную атаку на администрацию аэропорта. Мол, голландцы убеждены в том, что в качестве залога у них числится действующий пассажирский терминал. Поэтому, если суд арестует имущество, деятельности воздушной гавани южной столицы будет нанесен непоправимый ущерб. Аэропорт попросту не сможет обслуживать самолеты, и перестанет выполнять свою главную функцию.
Некоторое время все участники конфликта хранили полное молчание. Видимо, обдумывали, как вести себя в той или иной ситуации, что говорить СМИ и о чем умолчать.
Но когда время обдумывания ситуации прошло, как говорится, поехало. Сначала в газете «Время» выступил нынешний президент «Международный аэропорт Алматы» Айбол Бекмухамбетов. По его словам, Амстердамский торговый банк действующий терминал в залог не получал. Речь зашла о некоторых объектах аэропорта, в числе которых оказались ВИП и СИП-залы, гостиницы и земельные участки. Одновременно он высказался за скрупулезный аудит деятельности бывшего топ-менеджмента аэропорта, чтобы найти, куда и на какие цели шли финансовые потоки.
От души сразу отлегло. Раз терминала в залоге нет, то и реальной угрозы от иска — тоже.
Кстати, переносить на Айбола Бекмухамбетова часть вины за долг несколько некорректно. Вполне возможно, что смена президента как-то подхлестнула голландцев подать иск. И только. В остальном нынешний президент АО «Международный аэропорт Алматы» не виноват. К исполнению обязанностей он приступил в декабре 2009 года, и месяц-другой ему понадобилось бы только для того, чтобы разобраться во всем хозяйстве. То, что финансовые потоки шли непонятно куда, можно было понять по финансовой отчетности. Аэропорт платил налоговые отчисления в тех же объемах, хотя размер валовой прибыли менялся. С другой стороны, администрация могла резко увеличить статью «прочие расходы», а акционеры, видя все это, просто промолчали.
В данной связи можно предположить две версии случившегося. Акционеры знали о проблемах с финансовыми потоками и сами же во всем прежней администрации аэропорта потакали. Тогда в качестве тех, кто целенаправленно разваливал бизнес, можно назвать и совладельцев. Чтобы увидеть некоторые признаки вывода прибыли, не нужно быть высококлассным финансистом, достаточно задать бывшим руководителям аэропорта нужные вопросы.
Если же акционеры не знали о деятельности бывшей администрации аэропорта, значит, вообще не интересовались активом и верили на слово тем, кто убытки списывал на кризис. Достаточно сложно представить себе таких акционеров-простачков. Значит, или бывшее руководство очень хитрое и способно обмануть кого угодно, или акционеры знали о финансовых нарушениях и по каким-то, только им известным причинам, молчали.
Формула со всеми неизвестными
Все свидетельствовало о том, что Айбол Бекмухамбетов не кривил душой, когда заявил о том, что терминал не обременен.
Во-первых, он находился в коммунальной собственности и хозяином был акимат Алматы. С другой стороны, в конце 90-х годов государство для того, чтобы аэропорт развивался, позволило ему брать кредиты под залог государственного пакета акций. Сегодня совладельцы TOO Meridian Capital и TOO SAT Infosystems поделили пакет акций, и в аэропорту нет государственного участия. За исключением того же терминала.
Во-вторых, по решению алматинского межрайонного экономического суда от 4 мая было арестовано заложенное имущество. Администрации просто запретили продавать или выставлять его под залог. В числе арестованных оказались те самые объекты, о которых в своем интервью говорил Айбол Бекмухамбетов.
Вызывает множество вопросов строительство второго пассажирского терминала. Его начали строить в 2008 году, а летом того же года тогдашний аким Алматы Имангали Тасмагамбетов обещал закончить его к концу 2008 года. Сам же объект позиционировался как один из самых крупных в рамках подготовки Казахстана к Азиаде-2011. Все свидетельствовало об одном: мощностей действующего пассажирского терминала было вполне достаточно, чтобы обслуживать не только регулярные, но и чартерные рейсы. А терминал строился под рост авиаперевозок, который должен был случиться не раньше зимы 2011 года, когда в Алматы потянутся гости из других стран.
Второй пассажирский терминал должен был выполнить задачу повышения имиджа аэропорта. Планировалось, что новый терминал отдадут под международные рейсы, а старый будет использоваться для местных рейсов.
Частных владельцев аэропорта такая перспектива не могла воодушевлять. Лишние расходы на фоне разразившегося финансового кризиса им точно были не нужны. Но если частников хорошо и правильно попросить, они обязательно согласятся…
Продолжение следует