Контроль тренда миграции на фоне кризиса экономики - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Контроль тренда миграции на фоне кризиса экономики

Контроль тренда миграции на фоне кризиса экономики

Миграционные потоки - сократятся ли они с уменьшением объемов строительства в стране?

  • 1 Февраля 2008
  • 1036
Фото - Caravan.kz

По мере того, как экономическая ситуация в мире становится сложнее, актуализируются и проблемы, связанные с трудовой миграцией в Казахстане. Как связаны эти два процесса между собой? Или, может быть, вовсе не связаны?
Ясно, что казахстанская экономика не останется «в стороне» от мировых кризисных процессов и также среагирует на них, как и все остальные национальные экономики: снижением роста ВВП, закрытием какого-то количества компаний, стагнацией отдельных секторов экономики.
И первый вывод, который можно сделать применительно к проблемам трудовой миграции, что и она сократится. Действительно, чем меньше объемы строительства, тем меньше гастарбайтеров на наших стройках, и также — в других сферах экономики. Но это только первый, приблизительный и мельком взгляд на вопрос. Можно с гораздо большей долей вероятности предположить, что экономические проблемы не слишком повлияют на количество граждан соседних стран, взыскующих работы на казахстанском рынке труда.
Мировой экономический кризис потому и называется мировым, что затрагивает, более или менее, но — всех. Наших соседей он тоже не обойдет. А если кризисные процессы распространятся на такие отрасли, как текстильная и легкая промышленность, то соседи очень сильно почувствуют это на себе. Ведь традиционно одна из основных статей экспорта из стран Средней Азии — хлопок. Даже, если мировые цены на него останутся высокими, но объемы производства текстильной промышленности снизятся — узбекским и таджикским хлопкоробам придется туго. Их продукция слишком долго «едет» до внешних потребителей, и в силу транспортных издержек им сложно конкурировать с другими производителями хлопка.
В меньшей мере, но это может касаться и других статей экспорта продукции сельского хозяйства из региона. А в аграрном секторе занято большинство трудовых ресурсов среднеазиатских стран. И высокие цены на газ и золото, другие экспортные позиции, не спасут ситуации с точки зрения трудоустройства разорившихся крестьян: последних слишком много, чтобы газо- и золотодобыча могли компенсировать снижение рабочих мест в агросекторе. И это все — помимо традиционной причины активной трудовой миграции из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, то есть, тамошней демографической ситуации. В силу этого снижение темпов в строительной индустрии Казахстана может и не повлиять на приток мигрантов. Они, как и раньше, будут в большом количестве стремиться на рынок труда ближайших к их странам государств, то есть, Казахстана и России.
У наших соседей просто нет другого выбора. Вторая, после строительства, сфера экономики, где у нас традиционно много работает граждан соседних стран, это сельское хозяйство. Сейчас там нет особой конкуренции между иностранными и нашими работниками — казахстанцы, как правило, сами не идут на те работы и при той зарплате, на которую соглашаются иностранцы. Но это — сейчас. В случае, если кризис затянется и расширится, то и здесь может возникнуть конкуренция. Причем такая, которая в первую очередь будет влиять на понижение заработной платы. Для конкурентоспособности казахстанской экспортной продукции это хорошо. Но из аграрных культур республика, в основном, экспортирует зерно. А в зерновом хозяйстве гастарбайтеров не очень много. Зато конкуренция за рабочие места между нашими и иностранными крестьянами может иметь серьезные социальные последствия.
Необходимо учитывать все эти процессы. И — готовиться к возможным изменениям. В первую очередь, было бы неплохо подсчитать, сколько же у нас трудовых мигрантов. Как ни странно, но ни многолетнее обсуждение этой проблемы, ни позапрошлогодняя акция по их легализации, не изменили ситуации. По-прежнему можно слышать большой разброс мнений в оценках количества мигрантов: от 100 тыс. до 1 миллиона. При таком положении со статистикой нереально пытаться даже прогнозировать миграционные процессы, не то что контролировать их.
Второе, что можно было бы предпринять — наладить постоянную практику легализации трудовых мигрантов в рамках квот, гибко рассчитываемых на уровне регионов и отраслей. При одновременном не символическом, а жестком наказании тех работодателей, которые берут на работу «левых» мигрантов. Так, как это делается в последнее время в России.
И вот уже и западные эксперты призывают Казахстан смотреть на российский опыт, как это сделал недавно Джефф Эрлих, президент Фонда «Евразия Центральной Азии». Такой подход позволил бы, если не решить проблему трудовых мигрантов, что полностью сделать невозможно, но, во всяком случае, контролировать основные тренды ее развития.

Фото с сайта http://www.expert.ru