Модная одежда второй свежести
Публично признавать тягу к вещам из «секонд хэнда» у нас как-то не принято. Когда знакомые или коллеги восхищаются ультрамодным фасоном нового костюмчика, герои дня обычно умалчивают о ее происхождении, если она приобретена в магазине ношеных вещей.
Должна признаться, что среди моих знакомых, коллег есть масса респектабельных людей с высокооплачиваемыми профессиями, которые, таясь и скрываясь от знакомых, предпочитают одежду покупать здесь, а не в бутиках. Они используют разные способы, чаще всего посылают жен, чтобы те купили вещи из «сэконда». Так уже сложилось, что эти магазины у нас есть, а одежды из них, нет. Решив вплотную заняться исследованием вторичного рынка товаров, я выяснила, что у этого незаметного бизнеса существуют те же проблемы, что и у любого другого.
Мнения об одежды второй свежести разделяются: одни считают, что лучше покупать бэушную одежду европейского производства, чем китайские тряпки на барахолке. Другие морщат носы при словах «секонд хэнд», мол, это одежда чуть ли не с покойников или обязательно с грибком или воняет чьим-то потом…
Третьим все по барабану: они отовариваются в бутиках и имеют смутное представление, как о рынках, так и о «секондах». Четвертые просто уверены в том, что кроме «секонда» стильной и ультрамодной одежды и обуви, да еще и по дешевым расценкам нигде не купить.
Кому это выгодно?
Старшее поколение, наверняка, помнит, что в советские времена были распространены «комиссионки», где в основном продавали ношеные вещи. Да и на вещевых рынках торговали тем же «секонд хэндом». В эпоху тотального дефицита это была одна из немногих возможностей «упаковаться», потому что большинство товаров были самого что ни на есть капиталистического производства.
Постепенно барахолки сменили ориентацию: перешли на торговлю новым китайским ширпотребом. Зато появились «секонд хэнды».
Их история буквально неотделима от истории государства. Помните, в начале Перестройки, когда весь мир воспылал любовью к «бедным» советским людям, появилась гуманитарная помощь. В свое время СССР помогал развивающимся странам зерном и оружием, а на бедность стали высылать одежду, обувь, одноразовые шприцы и прочие.
Помощь в основном предназначалась, естественно, не партийным чиновникам, а детдомам и больницам. В конце 80-х средства массовой информации пестрили разоблачениями: зарубежная гуманитарная помощь вся целиком оказывалась на рынках. Вот тогда-то деловые люди смекнули, какие прибыли сулят распространенные за границей магазины «секонд хэнд». Это и стало точкой отсчета.
Если в середине 90-х всего лишь несколько фирм в южной столице занимались закупкой и продажей европейского барахла, то сегодня такой магазин можно встретить буквально на каждом углу. Однако, как и любой новый вид бизнеса, особенно выгодным он был поначалу, когда почти не было конкуренции. Кто-то на этом даже успел разбогатеть и ушел работать в другой сектор.
В Алматы первые таблички «из вторых рук» появились примерно десять лет назад. Сначала воспринимались как экзотика, а потом прочно заняли свою нишу на рынке. Но сказать, что они получили очень большое распространение, нельзя, как и определить социальную принадлежность клиентов. Сюда ходят и банкиры, и домохозяйки, и артисты, и молодые мамы, и наш брат — журналист. В то же время они стали хорошим подспорьем для бедных людей, которые хотят выглядеть прилично, а денег на новую одежду не имеют. Камерность этих магазинчиков объясняется и тем, что до сих пор многие люди опасаются приобретать «секонд хэнд».
У «секондовской» одежды плохая энергетика?
Есть еще один нюанс: повальное увлечение китайской наукой Фэнь Шуй, согласно которому не рекомендуется носить чужие вещи с энергетикой бывшего хозяина, конечно, сократило число клиентов «секондов». Что ж, это личное дело каждого. Но под опасениями подцепить неприятную болезнь, вроде грибка, не имеет под собой основания.
Носите и не болейте!
Во всяком случае, так утверждают специалисты в управлении санэпиднадзора Алматы, все вещи для магазинов «секонд хэнд» до того, как пройти таможенные процедуры, отправляют к врачам. Специалисты проверяют у прибывшей партии товара наличие сертификата санитарной обработки. Этим должен заниматься зарубежный поставщик. Обычно используется так называемый метод фумигации, то есть когда в камеру помещают вещи и запускают газ амитил-бромид. Он дезинфицирует вещи от бактерий, грибковых заболеваний и т.д. За время существования «секондхэндов», не зарегистрировано ни одной жалобы на аллергию, грибок или другие кожные заболевания, связанные с этой одеждой…