"Да" и "нет" не говорить - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Да" и "нет" не говорить

"Да" и "нет" не говорить

В Алматы начали внедрять новейшие психотехнологии, среди которых и почти что фантастический прибор "детектор лжи".

  • 16 Февраля 2004
  • 1324
Фото - Caravan.kz

В качестве привыкания к супер-правдивому приборчику, через него прошло уже достаточно много известных людей и…неожиданно возникла проблема.
Есть мнение, что такая проверка нарушает права человека. Наверное, если посмотреть на процедуру с точки зрения испытуемого, то, в самом деле, может показаться, что в правдоискателе есть некий элемент недозволенности и нарушения.
В частности Татьяна Квятковская, депутат Парламента РК, пройдя через детектор лжи, говорила, что прибегать к такому виду «прощупывания» людей нельзя, так как детектор внедряется в область глубоко личного. Если же посмотреть на психотехнологию с точки зрения любого работодателя, который принимает на работу людей и хочет, чтобы они были максимально честны, то детектор лжи ничего не нарушает, наоборот — он защищает права, гарантируя максимальную порядочность. Так что по этому поводу думают психологи? Все-таки технология психологическая…
Ольга Алесковская, психолог говорит, что у нас в стране есть законы, которые защищают права человека. Но, оказывается, в законодательстве не оговорены нарушения. То есть не понятно, что считать нарушением? Так же не очерчены четко границы, за которыми якобы эти права могут нарушаться. Поэтому сказать, что их кто-то нарушает — нельзя. Если же считать, что детектор выводит человека на чистую воду, то, извините, любое психологическое тестирование — это тоже вторжение в интимную область жизни человека, копание в его подсознании и памяти. Однако в Казахстане нет законов, запрещающих работодателю использовать методы и приемы профессиональной проверки людей.
Работодатель вправе назначить испытание принимаемому на работу сотруднику, а как это будет выглядеть — законом не оговорено. Может быть, это будет собеседование в отделе кадров и все. Может быть, человек принесет резюме и пройдет через кадровую проверку. Или будет работать в течение испытательного срока, а может быть, ему предложат тестирование у психолога. Закон не регламентирует эти вещи.
В качестве аргумента «против» может выступать такая этическая норма как — разглашение тайны. Одно дело, когда тестируют человека и данные о нем возвращают тестируемому или «хоронят» в темном сейфе и совсем другое, когда информацию о ком-то передают постороннему лицу — скажем, тому же работодателю. Что тогда? Права человека так же защищены?
В этой ситуации сторонники новых технологий говорят, что при тестировании на полиграфе задаются не все подряд вопросы и не любые, а только те, которые касаются профессионального уровня данного человека. Вопросы, которые касаются политических убеждений, религиозных взглядов, чего-то глубоко интимного, не задаются ни в коем случае. Любого работодателя интересует, как работник будет выполнять свои обязанности? Ответ на этот вопрос не нарушает конституционные права человека. Более того, вопросы для тестов на детекторе не выдумываются с кондачка, а заготавливаются руководством той или иной организации. Согласно запросу составляются опросники. Кроме того, работодатель всегда вправе сказать: «Если ты хочешь работать в этой фирме, ты должен принять эти условия. То есть проверка на правду и ложь — всего лишь условие, а не насилие. Если кто-то трактует это как насилие, значит не надо устраиваться на эту фирму. Выбор всегда есть».
«И еще, — говорит Сергей Алесковский, начальник отдела современных психотехнологий, — прежде чем человек пройдет через детектор лжи, он подписывает декларацию о добровольном согласии. В ней написано, что он обязательно будет ознакомлен со всеми вопросами до того, как на него наденут датчики. Никакие вопросы «в темную» не задаются. Если человек не захочет на какой-то вопрос отвечать, его не задают. Если какой-то вопрос не понятен, объясняют. Если тестируемый не захочет отвечать на какой-то тест, тест не задается. Интересы клиента уважаются. Если в какой-то момент процедуры человек захочет прервать тестирование, его никто не станет удерживать и уговаривать продолжать работу. Поэтому применение полиграфа не затрагивает личную жизнь человека, не нарушает его права на неприкосновенность».
На что можно проверить человека, о чем можно узнать всю правду? Где применим детектор лжи?
В Москве, Санкт- Петербурге и Краснодарском крае детектор лжи используется в правоохранительных органах. В Краснодарском крае — стопроцентная раскрываемость преступлений. Там с помощью полиграфа принимаются окончательные судебные решения.
Гуманитарный университет именно Грибоедова в России принимает абитуриентов только после тестирования на детекторе лжи. Ректор вуза говорит, что университет сделал своей политикой «чистые ряды студентов». Имеется ввиду чистые от рэкета, наркоманов, алкоголиков, ростовщиков. Все-таки вуз готовит интеллигенцию, а не криминальные структуры.
В Казахстане был опыт проверки охранных структур одного из крупнейших банков. При проверке было выявлено 25 процентов наркоманов, алкоголиков и несколько человек, имеющих судимости, которые нигде в органах не фигурировали. Говорят, прибор незаменим в сетевом маркетинге, где важно знать, насколько твоя пирамида — люди идущие за тобой, честна в работе.
Крупные корпорации приобретают прибор, обучают специалистов и пользуются им при работе с персоналом. Необходимость в детекторе возникает в вопросах обеспечения максимальной эффективности бизнеса и охраны коммерческой тайны. И такие прецеденты у нас в стране уже есть.
Почему детектору лжи надо верить? Потому что прибор устроен таким образом, что дает не ответы на вопросы, а реакции. Если реакция большая — то вокруг вопроса, вызвавшего реакцию, начинается дополнительная работа. Детектор легко и просто устанавливает, скажем, принадлежность человека к тому или иному событию. Если человек никогда не был на месте преступления, у него не будет реакции. Если он не знает, из какого оружия стреляли (то есть он его не видел и не был там) будет одна реакция, а если он видел оружие — другая, если он знает об оружии от следователя — третья. Выводы о правдивых или ложных показаниях не делаются только по одному тесту. Исследуется целый комплекс показаний, на основании которых потом и выводится заключение.
Недавно в южной столице на детекторе лжи проверяли подростка. Проверку любимому чаду устроили родители, которые вдруг обнаружили, что из дома стали пропадать огромные суммы денег. Мальчик признался, что он проигрывает тысячи долларов в автоматах. Родители не поверили. Думали, паренька поставили на счетчик, и он боится об этом рассказать. Однако, детектор лжи подтвердил, что ребенок действительно играл и спускал тысячи долларов в игровые автоматы.
Еще на приборе можно проверить уровень развития интеллекта, особенности памяти и мышления, стрессоустойчивость, то есть составить настоящий психологический портрет любого интересующего лица.
Сегодня на счету новых психотехнологий уже десятки выявленных случаев сокрытия ценной информации, раскрытие хищений и финансовых махинаций. В октябре 2003 года казахстанские специалисты-полиграфологи принимали участие в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы применения специальных психофизиологических исследований в правоохранительной деятельности», что говорит о формировании в Казахстане отечественной школы полиграфологии. Кстати, у международников не возникает вопроса о том, что детектор нарушает права человека… Совсем наоборот, если бы не он, огромное количество людей оказались бы виноватыми «на ровном месте». Детектор же расставляет точки над «и», не требуя свидетелей и дополнительных улик.