Бизнес с открытым забралом - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+8 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бизнес с открытым забралом

Бизнес с открытым забралом

Бизнес - это гармоничное единство ряда элементов: предприниматель - менеджер - законодательная база - этика бизнеса.

  • 14 Декабря 2006
  • 1591
Фото - Caravan.kz

Каждый элемент важен сам по себе. Но только в совокупности всех четырех — образуется благоприятная экономическая ситуация.
Развитие четвертого элемента длится тысячу лет. И все это время формировались принципы бизнеса.
Основные принципы ведения дел получили известность в 1912 году. Их одобрили все промышленники, коммерсанты, банкиры. Это был своеобразный кодекс чести бизнесмена.
Выглядел он так:
Первое. Уважай власть. Порядок во всем опирается на власть. Она является условием эффективного ведения дел.
Второе. Будь честен и правдив. Предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
Третье. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо всей отчизны.
Четвертое. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение, гармонию интересов и создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя в блеске.
Пятое. Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе проверит». Слово, рукопожатие делового человека должно цениться выше формальных бумажек.
Шестое. Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.
Седьмое. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель, но любая цель не может затмить моральные ценности.

* * *
Сегодня можно смело утверждать, что предпринимательские структуры Тараза вносят весомый вклад в экономику города.
По официальным данным сегодня в городе зарегистрировано 4692 предприятий малого бизнеса, из них действующих — 3250 единиц.
Ими произведено продукции (оказано услуг) на 4 млрд 800 млн. тенге. По видам экономической деятельности среди действующих субъектов малого бизнеса: 46% занимается торговлей, 35,4% оказанием услуг, 10% производством продукции, 8,6% прочими видами деятельности.
Анализ предпринимательской деятельности свидетельствует об отрицательном влиянии на работу хозяйствующих субъектов устаревшей материально-технической базы, отсталой технологии, отсутствии финансовых средств, которое сдерживает инновационное развитие в предпринимательстве. Для привлечения инвесторов проведены встречи с итальянскими, немецкими и китайскими бизнесменами по вопросам открытия совместных производств.
В городе имеются центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы. Кроме того, предприниматели могут стать членами Союза предпринимателей Жамбылской области, войти в состав Форума предпринимателей или в общенациональный Союз работодателей и предпринимателей «Атамекен».
Словом, у наших предпринимателей имеется почва и для работы, и для общественной деятельности.
Однако большинство наших субъектов малого и среднего бизнеса предпочитают строить свою деятельность либо на торговле, либо на оказании каких-либо услуг. Редко кто решается открыть товаропроизводство.
Почему? Да потому что оно сопряжено с огромными трудностями. И, несмотря на то, что со стороны государства делается много для поддержки предпринимательства, начинающему бизнесмену приходится испытать на себе все «прелести» бюрократической махины.
К примеру, хочет человек открыть торговую точку в центре города. Что для этого необходимо? Стартовый капитал, на который можно арендовать помещение. А еще лучше, — покупка участка земли для строительства магазинчика. Одна беда — в городе, особенно в центре, все свободные участки уже давно выкуплены.
Но есть кусочек автобусной остановки, где можно поставить киоск. Дальше схема развивается по сценарию, хорошо известному каждому предпринимателю. В общем, все решается с помощью личных связей и зависит от широты материальных возможностей.
Координирует предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Таразе, отдел предпринимательства акимата города. Возглавляет его Жанат Бастаубаева, заступившая в пост в сентябре текущего года:
— Когда я пришла сюда, то с первых дней была удивлена тем, что здесь нет основных направлений деятельности. Мы разработали положения и направления деятельности отдела. Следующим нашим шагом стало создание Экспертного совета при акимате города Тараза, куда вошли руководители общественных объединений, чтобы они могли решать некоторые вопросы, касающиеся предпринимательской деятельности. Разработана программа развития малого и среднего бизнеса по городу Таразу на 2007-2009 годы.
— Предпринимательский сектор Тараза имеет довольно разнообразную структуру, прочные корни. Сколько сегодня в городе представителей бизнеса?
— Более половины предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Жамбылской области, сосредоточены в областном центре. Но наш отдел не занимается регистрацией предпринимателей, как и департамент предпринимательства акимата области. Юридические лица регистрируются в органах юстиции, индивидуальные предприниматели — в налоговом комитете. А то, что они действительно действуют, подтверждает статуправление. И сложность возникает из-за того, что эти три органа не могут нас обеспечить данными о состоянии в предпринимательском секторе. Это очень больной вопрос.
— То есть, вы работаете, не владея реальными цифрами и данными о количестве предпринимателей в городе?
— В данный момент — да. С апреля 2006 года отдел предпринимательства города имел цифры в прогнозном варианте. В отчеты включались предприниматели, работающие на рынках города, в сфере услуг — их количество точно не известно. А крупных предпринимателей, занимающихся производственной деятельностью, зарегистрировано 3250 субъектов.
— С момента Вашего назначения на пост заведующего отделом предпринимательства акимата города Тараза прошло не так уж много времени. Отделу уже больше года, он встал на ноги?
— Трудно ответить на этот вопрос. Дело в том, что в Положении прописаны все направления деятельности отдела, но он сохранил старые функции — торгового управления. Хотя само название «Отдел предпринимательства» уже предполагает оказание поддержки представителям малого и среднего бизнеса.
Он должен вести разъяснительную работу с руководителями предприятий, чтобы они работали, соблюдая законы. Ведь многие рынки города не отвечают всем требованиям времени. Необходимо обучать представителей малого и среднего бизнеса, кредитовать их, чтобы они могли расширить свое производство. Кроме того, необходимо стимулировать их, проводить различные конкурсы: «Предприниматель года», «Лучшие товары и услуги». Такие мероприятия проводятся на уровне области, но можно и на городском уровне. Планов у нас много: выпустить журнал о наших предпринимателей, рассказать о своих товарах. Ведь наши предприниматели производят довольно конкурентоспособную продукцию. Необходимо поднять имидж нашего городского предпринимателя, чтобы хотя бы каждый десятый предприниматель, имеющий производство, мог получить международный сертификат качества. В этом случае мы намерены работать с Жамбылским филиалом НаЦэКС, чтобы поднять уровень нашего предпринимателя и его продукции. И в будущем, когда Казахстан станет на один уровень с пятидесятью конкурентоспособными странами мира, мы сможем показать свои товары и услуги.
— Вы с нашими городскими предпринимателями приняли участие в конференции «Мост внешней торговли», которая прошла в Турции. Расскажите о своих впечатлениях.
— Для меня приглашение на мероприятие такого высокого уровня было приятной неожиданностью. Так как Ассоциация предпринимателей Казахстана предоставила мне возможность определить состав делегации Жамбылской области, я выбрала предпринимателей, которые могли показать свою работу, поделиться опытом и получить полезные знания. Перед форумом с нами провели анкетирование, в котором мы должны были указать свои приоритеты, что мы можем показать участникам конференции — а это были предприниматели со всей Евразии. Я указала, что могу поделиться информацией о представителях бизнес-сектора на территории Жамбылской области. Эта информация очень заинтересовала предпринимателей из Турции. Из этого можно сделать вывод, что за рубежом бизнесмены намерены сотрудничать с казахстанскими предпринимателями. Честно сказать, меня удивило, что именно за моим столом собралось много бизнесменов, которые не хотели упустить возможность получить данные о наших предпринимателях, направлении их деятельности. В свою очередь, наши бизнесмены тоже заключили контракты на поставку медицинского, пекарного и другого оборудования.
Мы обменялись мнениями и опытом, и в заключение мероприятия было определено, что я, как руководитель группы, заслуживаю награды «Знак качества делового человека».
Жанат Абдуалиевна рассказывала и о том, что в восьмидесятые годы экономика Турции находилась в сильном упадке. И тогда бизнесмены этой страны решили объединиться, чтобы вместе поднимать свое благосостояние, и, соответственно, экономику государства. Только это помогло им решить все проблемы. В свою очередь, государство тоже оказывает всяческую поддержку представителям бизнес-структур.
Начинающий предприниматель освобождается от налога в течение десяти лет. Чтобы открыть дело, предпринимателю не приходится преодолевать массу административных барьеров. Любой вопрос на местах решается в самые кратчайшие сроки. И бизнес ведется честно, качественно и по закону. В противном случае, бизнесмену, допустившему нарушение закона, просто не позволят работать. В этом и заключается феномен невероятного экономического взлета в этой стране.
Кроме того, бизнесмены сами поддерживают друг друга. Их объединение предпринимателей ТУСКОН — как наш «Атамекен». Только наше объединение пока не способно объединить всех предпринимателей. На сегодняшний день в нашей области в него входит всего восемь членов. В ТУСКОН же вошло 124 ассоциации и 9 тысяч 500 бизнесменов-промышленников, которые имеют производство в других странах мира. Возможно ли в Казахстане развитие подобного сценария? Может быть…
Еще летом в Таразе взяли курс на развитие цивилизованных форм предпринимательской деятельности. Из центральной части города убраны торговые лотки и киоски. Наводится порядок на рынках. Взамен торговцам-индивидуалам предложено открывать свои магазины, в специально отведенных для этого местах. А участки под строительство бизнес-объектов предприниматели могут приобрести на земельных аукционах.
Аукционы проводятся по английскому методу, на повышение. Одна беда — не все покупатели, получив право на владение землей, торопятся перечислить указанные на аукционе средства в городскую казну.
Из всего вышесказанного становится ясно, что наши бизнесмены предпочитают не совсем честные формы ведения собственного дела. О том, как они выполняют требования трудового законодательства и говорить не стоит. Об этом уже не раз рассказывалось на страницах всех республиканских газет.
Я ни в коем случае не намерена огульно обвинять всех предпринимателей. Есть примеры честного ведения бизнеса. Есть и среди моих знакомых предприниматели, которые работают только по закону. И если нарушают его, на то имеются самые объективные причины. Ну, как, скажите, получить разрешение на открытие ЛЕТНЕГО кафе, соблюдая все законы, если на его оформление уйдет ПОЛТОРА месяца? Вот и приходится «выразить благодарность» санитарному врачу, который после этого охотно подготовит все необходимые документы. Как избегать таких ситуаций? Можно ли найти выход из положения, когда предприниматель вынужденно идет на нарушение закона?
Не так давно по инициативе филиала «Атамекен» в Жамбылской области был разработан Кодекс деловой этики предпринимателя. Этот документ, если не обязывает, то, по крайней мере, настойчиво рекомендует нашим бизнесменам нести социальную ответственность за свою деятельность, соблюдать принципы открытости и доброжелательности в отношениях с партнерами, клиентами и конкурентами. Предпринимателям, согласно Кодексу, категорически запрещается нарушать договорные условия, требуется избегать незаконных форм конкуренции (вроде «черного нала» и прочих, более жестких действий), избегать демпинговой политики, постоянно повышать качество товаров и услуг, своевременно платить налоги, не оказывать незаконного влияния на решения государственных органов для достижения корпоративных целей, создавать безопасные условия труда, принимать активное участие в социальных программах.
Данный документ подписали представители «Атамекена», Ассоциации предпринимателей, Гражданского альянса области, филиала ассоциации рынков РК и большинство присутствующих на заседании предпринимателей. Вот только радоваться по этому поводу не очень хочется…
Может ли считаться образцовым плательщиком налогов и госпошлин, соблюдающий Кодекс бизнесмен, выдающий зарплату «черным налом» в конвертах? И тот, чьи сотрудники ходят в отпуск только по документам фирмы? Может ли кодекс воздействовать на чиновников-взяточников?
Так что на фоне всех этих реалий нашей бизнес-жизни подписание Кодекса деловой этики эпохальным событием не выглядит.
Слишком многое надо изменить в нашей жизни, в отношениях власти и бизнеса — и отнюдь не декларативными методами! — чтобы даже такой замечательный документ что-то сдвинул в глыбе, смешанной из «откатов», взяток, демпинга и прочих «пятых элементов». Потому что уверенность в том, что многие из наших преуспевающих предпринимателей будут работать по старинке, придерживаясь своих собственных правил ведения бизнеса, приносящих верную прибыль, сохраняется.