Быть или не быть - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Быть или не быть

Быть или не быть

Корреспондент Караван.kz передает из Брюсселя.

  • 6 Декабря 2006
  • 1224
Фото - Caravan.kz

14-е ежегодное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников (СМИД) ОБСЕ c 4 по 5 декабря прошло в столице Бельгии. На повестке дня, среди прочих злободневных вопросов современности, заявка Казахстана на председательство в организации в 2009 году.
Очередное совещание министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ (СМИД ОБСЕ) прошло под председательством бельгийского Министра иностранных дел Карела де Гюхта в Брюсселе.
На заседании делегации из 65 стран, представители Святого Престола, а также международных организаций обсудили краткую повестку дня, приоритеты и свое видение того, как ОБСЕ, а также ее комитеты, в том числе Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ), должны работать.
Открывая 14-ое ежегодное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Брюсселе, Гёран Леннмаркер, Президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, огласил повестку дня.
Пять главных названых приоритетов деятельности ОБСЕ звучат так:
— решение неурегулированных замороженных конфликтов;
— борьба с коррупцией;
— борьба с разными формами дискриминации, такими как, ксенофобия и расизм;
— борьба с торговлей людьми, сексуальным детским насилием и наркоторговлей;
— реформы законодательства, в том числе и выборного, а также соблюдение прав человека и законности.

В течение двухдневного совещания делегации провели 3 пленарных сессии, где были заслушаны доклады глав делегаций. По результатам 14-ого СМИДа на основе консенсуса был принят пакет документов, в который входят соглашения по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, сексуальным насилием в отношении детей, незаконным оборотом оружия, религиозной нетерпимостью и дискриминацией. Кроме того, были подписаны соглашения по транспортному диалогу и энергетической безопасности.
Стороны также согласовали проекты заявлений по так называемым «замороженным конфликтам». В частности, по решению проблемы Нагорного Карабаха и определению юридического статуса Косова.
Обсуждения коснулись и функционирования самой организации. Члены делегаций обсудили вопрос реформирования ОБСЕ, а именно ее правового статуса, привилегий и иммунитета организации, повышения эффективности организации и отельных ее институтов, таких как БДИПЧ.
Казахстан на конференции представляли глава делегации, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, первый вице-министр иностранных дел Рахат Алиев, постоянный представитель Казахстана в ОБСЕ Дулат Куанышев, посол Казахстана в Королевстве Бельгия Константин Жигалов. Всего официальная делегация состояла из 17 человек.
Повестка дня
На 14-ом СМИДе были обсуждены многие проблемы. Условно их можно классифицировать на 2 категории: общие и конкретные.
Общими проблемами стали проблемы наркотрафика и торговлей людьми, сексуальное насилие, особенно в отношении детей, и борьба с коррупцией, которая тормозит экономическое развитие стран. Кроме того, делегации говорили о разных формах дискриминации, о религиозной терпимости, соблюдении прав человека, включая права национальных меньшинств, а также реформировании законодательства.
Конкретизацию получила проблема замороженных конфликтов, таких как нерешенный вопрос в отношениях Молдовы и России по Преднестровской проблеме, Российско-Грузинский вопрос, определение юридического статуса Косово, решение Армяно-Азербайджанского конфликта и проблемы Нагорного Карабаха.
Делегации обсудили работу БДИПЧ и разницу во взглядах на то, как должна проводиться оценка выборов. Они также высказались по поводу заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году.
Политический подтекст
Поводя анализ заявлений, сделанных делегациями в течение двух дней, можно было заметить некий политический подтекст, а также условно разделить настроения выступлений первого и второго дня.
Так в своих высказываниях, критике и пожеланиях делегации следовали четкой географико-политической линии, где в открытую можно было проследить интересы той или иной стороны.
Помимо того, что чуть ли не каждая делегация старалась отметиться в «приверженности идеалам гуманизма», каждый преследовал свои цели, нередко выходящие за рамки ОБСЕ в том смысле, что 14 СМИД с точки зрения выступлений мог бы фактически ничем не отличиться от других всевозможных саммитов и съездов — чуть-чуть о политике, экономике и демократии.
Яркие словесные баталии развернулись в течение первого пленарного дня, поскольку оппоненты подобрались интересные. Тогда как второй день скорее отличился своей формальностью оставшихся выступлений и большим фокусом на вынесенных решениях и принятых в рамках СМИДа документах.
Говоря о географико-политической линии в выступлениях делегаций, можно сделать заключение, что, разделившись на две категории — развивающиеся и развитые страны — первые пытались убедить вторых в реальности проводимых реформ и в приверженности основным принципам ОБСЕ, тогда как вторые говорили больше о возвышенном, отмечаясь, скорее в абстрактных категориях.
Европа
Страны Старой Европы, такие как Лихтенштейн, Дания, Норвегия, к примеру, говорили о терпимости, борьбе с терроризмом, интеграции женщин в общество и многом другом, а также предлагали «заняться работой по существу: решением конфликтов, демократическим реформированием, правозащитными реформами». Оно и понятно, стоя у руля организации, и по сути, предлагая стандарты странам другого мира, предполагается, что стандарты уже имплементированы в самих странах, их озвучивающих.
Страны Восточной Европы, недавно вошедшие в ЕС, наоборот — либо отчитывались перед старшими коллегами по сообществу о проделанной работе в плане демократического реформирования, либо просили у них помощи и защиты в неразрешенных так называемых «замороженных» конфликтах, либо все еще давали «открытый урок» остальным странам мира, мол, смотрите, а мы успешно демократизируемся.
В плане решения таких замороженных конфликтов, как Молдавско-Российский вопрос по Преднестровью, Грузино-Российский конфликт, проблема Нагорного Карабаха, решение юридического статуса Косова, стороны разделились на 3 части: собственно страны конфликта (здесь восточно-европейские коллеги полностью солидарны с бывшими странами СССР), Западная Европа и США (выступающие в качестве арбитров в процессе урегулирования), а также Россия (которая беспокоит Запад еще и в плане надежности как энергопоставщика).
Так, латвийской политик Илгварс Клява высказал обеспокоенность не только энергетической проблемой и необходимостью рассмотреть новые маршруты и пути решения, но и грузино-российским конфликтом.
«Латвия полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии, — заметил Илгварс Клява. — ОБСЕ должна разработать меры для создания доверия и устранению напряженности в регионе».
Некоторые страны пытались оказать своего рода давление критикой на ОБСЕ, надеясь склонить организацию принять ту или иную сторону в решении конфликтной ситуации.
Свое выступление Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян начал с критики, адресованной к безликому третьему лицу, отчитался по реформам и посвятил выступление проблеме Нагорного Карабаха.
«Сначала нужно навести порядок дома, чтобы потом решать проблемы всего мира, — сказал В. Осканян. — Мы знаем, как это сделать. Сейчас мы делаем упор на развитие экономики и демократические реформы региона, реформируем сельское хозяйство и оказываем поддержку армянским деревням. Никто, как мы, не желает так сильно урегулирования конфликта по Нагорному Карабаху. Мы хотим, чтобы право народов на самоопределение было гарантировано, и думаем, что Азербайджан со своей стороны признает и позволит народу самому решать».
СНГ
Что касается политической позиции стран СНГ, то она тоже четко прослеживалась. Страны, пережившие «цветные революции» (Украина, Грузия, Кыргызстан) и вставшие на путь демократических реформ говорили о том, как они благодарны ОБСЕ за шанс, и о полученных результатах, тогда как менее демократичные, по мнению БДИПЧ, коллеги чаще критиковали за отступление от истинных целей и превращение ее больше в гуманитарную организацию, нежели структуру, способную решать конфликты.
«Кыргызстан хотел бы поблагодарить за всемирную поддержку проводимых реформ в нашей стране, — начал свое выступление Аликбек Джекшенкулов, министр иностранных дел Киргизии. — Спасибо за академию ОБСЕ в Бишкеке, образовательная роль которой возрастает. Как и сама роль ОБСЕ как евроатлантической и евроазиатской структуры безопасности, адаптированной к реалиям». Он перечислил реформы, проведенные республикой в правоохранительной системе, а также в новой редакции Конституции, текст которой, по словам А. Джекшенкулова, » проработан согласно с комиссией и является более демократичным с упором на парламентскую форму правления».
В отличие от Киргизии с ее благодарностью, Узбекистан, Туркменистан, Беларусь, Российская Федерация выступили с критикой. Критиковались как поведение организации в целом, так и отдельных ее институтов, таких как Бюро демократических институтов и прав человека БДИПЧ, которое не первый раз заявляет о несоблюдении странами законности и прав человека, а также о проведении необъективных выборов.
Выступая на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Министр иностранных дел Российской федерации Сергей Лавров выступил с резкой критикой политики организации. Глава МИДа РФ считает, что в последнее время организация отступила от своей главной миссии — охраны безопасности и решения конфликтов, и занялась второстепенными задачами. «Программы в блоке безопасности слабеют, скатываются на мелкотемье», — считает Министр Лавров.
«Между тем преобладают такие направления деятельности, как правовая, гуманитарная. ОБСЕ борется с работорговлей, сексуальней эксплуатацией, старается совершенствовать наблюдательные механизмы на выборах. Однако нельзя мерить ОБСЕ просто человеческим. Это уже не та ОБСЕ, ради которой она создавалась. Нужно взяться за исправление дисбаланса, вот к чему призывает Россия. Ну, или давайте тогда переименуем ОБСЕ в организацию по гуманитарной помощи», — считает глава Российской делегации.
Представитель Узбекистана, вице-министр иностранных дел Ильхомджон Нематов заявил: «На наш взгляд, в ОБСЕ наблюдается кризис в реформировании и сохраняется символическая роль в решение проблем безопасности. Ряд членов и некоторые институты упорно стремятся сохранить статус в ОБСЕ. Тогда как множество важных проблем косвенно умалчиваются. Наблюдается диктат старшего над младшим, а также сохраняющиеся двойные стандарты в рамках организации».
Нематов отметил стремление Центральной Азии (ЦА) интегрироваться в мировое сообщество, которое сейчас сталкивается с серьезными испытаниями. «Наблюдается сращивание проблем экстремизма, терроризма и наркотрафика в ЦА. Многочисленные экстремистские религиозные организации расшатывают стабильность в регионе, тогда как в рамках ОБСЕ не понимают источника современных угроз», — считает И.Нематов.
Во время своего выступления он также подчеркнул, что необходимо перестать форсировать политические процессы без учета культурной специфики и менталитета народа. «Нет модели демократии, которая бы подходила одинаково для всех государств. Демократия не может насаждаться извне», — сказал узбекский политик.
Критиковал и министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, заявил, что «Беларусь считает абсолютно неприемлемым, когда вопреки основополагающим принципам и обязательствам ОБСЕ отдельные страны вводят санкции и различного рода ограничения в отношении других государств-участников. Данные действия создают реальные препятствия для полноценного участия всех стран в деятельности ОБСЕ».
«Сложившаяся в ОБСЕ практика замалчивания серьезных нарушений в правочеловеческой сфере в странах «к западу от Вены» и одновременное «выпячивание», искусственная политизация событий в других государствах-участниках — порочна», — подчеркнул он. — Мы должны исходить из принципа солидарности и взаимопомощи, а не конфронтации и изоляции. Пришло время изменить саму философию сотрудничества и диалога в рамках ОБСЕ».

Продолжение следует…