Казбат вернулся - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казбат вернулся

Казбат вернулся

На прошлой неделе из Ирака в Казахстан вернулась первая в истории Казахстана группа миротворческого подразделения - инженерно-саперного отряда казахстанского миротворческого батальона "Казбат".

  • 4 Февраля 2004
  • 3361
Фото - Caravan.kz

В течение пяти месяцев отдельный отряд саперный отряд занимался уничтожением боеприпасов в городе Сувейра, входящий в известный по телевизионным хроникам «суннитский треугольник».
Почему-то на летном поле аэропорта Алматы всегда холоднее, чем в городе и ветер все норовит задуть за воротник. Встречающие миротворцев офицеры, родственники и журналисты стоят кучками, пытаясь согреться хотя бы за разговорами. Все ждут самолет уже полтора часа.
Обещали прибытие борта на 11 часов 30 минут, но он приземлился минут на 20 позже. Грузный, но небольшой, окрашенный в серый цвет «Геркулес» американских ВВС легко сел на посадочную полосу, и, даже элегантно, вырулил к площадке, напротив роты почетного караула.
Родственники кинулись встречать солдат, обходя самолет с носа. Но строй миротворцев в песочной натовской форме вышел, никем не замеченный, из-за хвоста. Получилась заминка и торжественной, выверенной по секундам, встречи не получилось: женщины просто смели жидкий кордон из офицеров, обступив казбатовцев.
Руководившему встречей министру обороны Мухтару Алтынбаеву пришлось с этим смириться: он подошел к солдатам, тепло, с улыбкой, пожал каждому руку и поздравил с возвращением на родину.
— Вы получили необходимый нашей армии боевой опыт, — кратко приветствовал казбатовцев министр, — и мы надеемся, что вы станете инструкторами для наших молодых солдат. Командование миротворческих сил в Ираке высоко оценило ваши профессионализм и работу. Но поощрения и награды, наверное, отложим до февраля, когда из Ирака прибудет вторая группа.
Церемония окончательно скомкалась, и министр отошел в сторону со своим заместителем Булатом Сембиновым, прилетевшим с миротворцами, обсудить, видимо, последние события в Ираке.
Родственники и друзья-военные поняли это как разрешение и казбатовцы утонули в их объятиях.
Отдельный инженерно-саперный отряд «Казбата» вылетел на Ближний Восток, согласно договоренностям между президентами США и Казахстана, двумя партиями в августе 2003 года. Пройдя краткий курс акклиматизации в Кувейте, отряд на своем транспорте вышел в город Эль-Кут, в польской зоне ответственности международной коалиции. Здесь базировалась украинская миротворческая бригада, в их составе казахстанцы провели 5 месяцев.
— Еда, душ, палатки: все у нас было без проблем, обеспечение американское, — говорит сержант Габит Катбаев. — Только вот работали в 130 километрах от Эль-Кута в городе Сувейра, где при Саддаме базировалась дивизия республиканкой гвардии. Туда добирались в конвое с украинцами. В Эль-Куте народ тихий, все шииты, раньше их притесняли. В Сувейре наоборот, население суннитское, постоянно нападали на американцев.
Но в нашей бригаде нападали только на украинцев. Среди казахстанцев потерь не было. В худшем случае, кто руку порежет или еще что-нибудь незначительное случится — сразу шли к украинцам, у них была медицинская служба. Для меня служба была нормальной, даже к жаре быстро привык — в среднем в Ираке было 40-45 градусов. Сейчас там примерно градусов 20 по Цельсию. Все напоминает Кызылорду, только вот пальмы растут. В Казахстан звонили на свои деньги: в Эль-Куте работает специальная кувейтская телефонная компания — 1 доллар за минуту разговора. Газет не было. Два раза приезжали инспекторы из Казахстана, которые привозили газеты. А так смотрели только «Caspionet».
Согласно контракту, заключенному с каждым миротворцем, каждый из них получит на руки 1200 долларов за месяц, плюс командировочные. Это составляет около 1500 долларов в месяц или 7500 тысяч долларов в сумме. Пока министерство обороны РК этих денег казбатовцам не выплатило, ожидая прибытия всей группы.
— Учитывая полученный саперным отрядом опыт в Ираке, мы провели корректировку плана подготовки его смены, — говорит заместитель начальника главного управления арсеналов и баз министерства обороны РК — куратор инженерно-саперного отряда генерал-майор Муслим Даиров, — например, та же акклиматизация к жесткому климату Ирака, моменты психологической подготовки, сделали упор на изучение мин, с которыми наиболее часто приходилось работать казахстанским саперам.
— Всего казахстанским саперам было обезврежено более 1 миллиона единиц различных боеприпасов, — говорит министр обороны Мухтар Алтынбаев. — В том числе более 500 тысяч мин, неразорвавшихся снарядов и ракет.
— А может все-таки необходимо закончить нашу миротворческую миссию в Ираке, ведь там где постоянно совершают нападения на миротворцев, тем более мы там не воевали? — спрашивает у министра один из журналистов.
— Как это не надо?! — негодует Алтынбаев. — Пока существует армия независимого Казахстана, мы будем участвовать в миротворческих операциях и нам будет необходим боевой опыт. А где еще мы можем получить такой опыт? И вообще, откуда ты? — распаляется он.
— Из «Жас Алаша», — отвечает журналист.
— И как журналист такой газеты может задавать такие вопросы? Обязательно кто-нибудь найдется, то все светлое попытается очернить! — отворачивается от него министр.
Журналисты в очередной раз подняли вопрос, не слишком приятный для министерства обороны: зачем Казахстану, совсем недавно получившему независимость и нетвердо пока стоящему на ногах, участие в миротворческих операциях? Исторически сложилось так, что в миротворческих операциях принимают участие государства, которые имеют достаточно сильные вооруженные силы, экономически развиты, чтобы быть способными заплатить своим военнослужащим за риск, преследуют свои четкие политические цели и имеют достаточно большое собственное население.
Пока Казахстан отвечает только одному из этих условий: наша страна стремится играть важную роль в качестве катализатора объединения и демилитаризации Азии. Следовательно, направление миротворческого контингента в неспокойный Ирак является политическим шагом руководства страны, показателем стратегической зрелости и готовности к лидерству в регионе Казахстана в целом. Боевой опыт необходим, но все-таки больший опыт мы получили в Афганистане, через который прошли многие казахстанские генералы и полковники.
В Ираке наши солдаты работали под прикрытием и просмотром американского командования и лицом к лицу с противником не сталкивались, как отмечал сам Мухтар Алтынбаев, когда отправлял первую группу миротворцев в Ирак в августе прошлого года.
И понятно, почему министру обороны неприятно говорить на эту тему. Со своей стороны Мухтар Алтынбаев сделал все возможное, чтобы казахстанские солдаты никак не контактировали с местным населением и не стали объектом для диверсии со стороны партизан. Но случись трагедия, виновным всегда окажется министерство обороны.
Пока Казахстан не намерен прекращать свою миротворческую миссию в Ираке. На днях заместитель министра обороны Булат Сембинов отвез в Эль-Кут первую смену саперного отряда из 12 человек. В ближайшее время туда отправится вторая часть первой смены отряда.