Примерно такой сценарий у повести Стивена Кинга «Туман». Где-то рядом лежат сценарии многих голливудских «шедевров» вроде «Годзиллы», «Двенадцати обезьян», да и экранизации того же «Тумана». И именно такой сценарий лежит в основе одной из версий возникновения СПИДа — всемирной эпидемии неизлечимой болезни.
Дескать, где-то в лаборатории (не то ЦРУ, не то КГБ) вывели этот вирус, как некое оружие выборочно-массового поражения. А затем: то ли на испытаниях в Африке он вырвался из-под контроля, то ли его специально выпустили в свет, чтобы уничтожить основные группы риска СПИДа: наркоманов и гомосексуалистов.
Конечно, эта версия выглядит, как канва очередного романа, или «ужастика». Но тут вспоминаются слова писателя Рождера Желязны: «Все что только может себе представить человеческое воображение, где-то существует».
Не так давно, этот же полуфантастический расклад пытались применить к эпидемии атипичной пневмонии — странной легочной болезни, о которой, до этого, ученые слыхом не слыхивали. Дескать, выведена она искусственным путем, и случайно вырвалась на свободу. В доказательство этой версии приводились данные о том, что впервые случаи заболевания атипичной пневмонией были зафиксированы в южной провинции Китая Гуандун.
При этом отмечалось, что власти «поднебесной» далеко не сразу признали наличие эпидемии на их территории. Поэтому и считается, что эпидемия атипичной пневмонии началась в Гонконге.
Кстати, первая вспышка птичьего гриппа среди людей — нынешней смертельной заразы, впервые зарегистрирована тоже в Гонконге в 1997 году. Скончался каждый третий заболевший. Тогда, по решению правительства, за один день — 29 декабря, в Гонконге были истреблены все куры, утки, гуси и голуби.
Власти нашей страны относительно оперативно отреагировали на угрозу инфекции. В начале марта был введен запрет на ввоз мяса птицы из Канады и США «до особого распоряжения». Уже в середине месяца, под запретом на ввоз оказалась курятина из всех стран, где были отмечены случаи птичьего гриппа. Более того, весенний сезон охоты отменен. Причиной называются перелетные птицы, которые (возможно) мигрируют через территорию Китая и других стран и могут быть заражены.
Примечательно, что многие источники утверждают, что и атипичная пневмония, и СПИД, и птичий грипп, имеют изначально животное происхождение. Даже называются животные — первоносители этой заразы. СПИД, якобы, постоянно находился в организмах одной из пород африканских обезьян, где он никак себя не проявлял, но попав в человека — стал смертельно опасной болезнью.
Почти этот же сценарий задействован в случаях с «атипичкой» и с птичьим гриппом. Их основными носителями в природе называются перелетные птицы и мелкие азиатские зверьки — виверры. Дескать, зараза постоянно присутствует в местах их обитания и миграции, заражает их, однако к смертельным случаям среди этих животных она никогда не приводила. Как в той поговорке: «Что русскому — хорошо, то немцу — смерть». Некоторые ученые предполагают, что сейчас, попав в организмы других млекопитающих, вирусы мутировали, и стали смертельно опасны для человека. Виверрам хоть бы что, а люди гибнут.
Ученые заявляют, что раньше, в середине двадцатого века, появление вирусов-мутантов фиксировалось где-то один раз в 10-12 лет. После 70-х годов этот временной порог «сломался». Мутировавшие вирусы появляются, не соблюдая никакой периодики. Причем, зачастую, местом возникновения эпидемии является именно Гонконг.
Ученые заявляют, что где-то до 2000 года, вирусы вызывавшие эпидемии, были родственными. То есть мутантами от одного вида. И сегодняшняя эпидемия птичьего гриппа, вполне может стать первовестником «новой волны» вирусов, против которых еще нет лекарств, и противоядий, а если и есть где-то вакцина или сыворотка, то она держится в секрете. Причем, вполне возможно, что она есть именно у того, кто и создал этот вирус. Ведь создание биологического оружия обычно идет параллельно с созданием вакцины против него.
Но, вернемся в Казахстан. Что может противопоставить наша санитарно-эпидемиологическая служба возникновению эпидемии любой смертельной болезни? Ответ прост. В течение всего времени независимости Казахстана санитарно-эпидемиологическая служба, как таковая, находилась, что называется «в загоне».
Службы раннего оповещения благополучно развалены. Местные (районные) отделения СЭС сегодня функционируют лишь для отчетности, которую собирают в больницах да медпунктах страны. Специалисты, штат опытных сотрудников, которые десятки лет курировали особо опасные и прочие инфекции, сегодня сдают экзамены. Знаете, что они сдают? Их тестируют на знание законов Республики Казахстан. Специалистов СЭС вводят в состав госслужащих страны, в связи с чем, они должны показать знание закона «О госслужбе» и других. Зачем специалисту вирусологу какой-то там закон, регламентирующий госслужбовские тонкости, лично мне непонятно.
Хорошо еще что вообще хоть какие-то подвижки в санитарно-эпидемиологической службе начались.
Потому как, в последние три-пять лет, может быть, слегка утрируя, можно утверждать — СЭС страны была номинально-существующей структурой. Сначала специалистов сокращали ввиду уменьшения финансирования. Параллельно шел их отток из-за низких заработных плат. Затем, оставшиеся профессионалы сидели в отпусках без содержания и ждали, когда же состоится экзамен.
Сейчас эти самые экзамены идут, но пока казахстанские СЭС начнут работать в полную силу, пройдет не один месяц. Скорее, на это потребуются годы.
А атипичная пневмония, птичий грипп, и прочие мутанты? Если они придут, нашей стране защищаться будет нечем, да и защищать нас будет практически некому. Остается уповать на запретительные меры, вроде перекрытия границ, и отмены охотничьего сезона.
Кстати, специалисты подсчитали, что эпидемии гриппа необходимо около 9 месяцев, чтобы охватить весь земной шар. Эпидемия птичьего гриппа уверенно марширует по Азии и Северной Америке.
Кто на очереди?